Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - К числу методов науки административного права относится

К числу методов науки административного права относится

Наука административного права: предмет, метод и место в системе юридических наук.


Наука административного права — это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сферах административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти. Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования. Метод — Методологической основой науки административного права являются совокупность общенаучных и частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности специфических (управленческих) отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельности, а также изучаются категории, понятия и институты самой науки административного права. К общенаучным методам относятся: анализ; синтез; индукция; дедукция; гипотеза; аналогия; обобщение; абстрагирование; эксперимент; системный подход; системный анализ; математические методы; моделирование; диалектический; исторический и др.

Частнонаучные (специальные) методы познания: аналитическое и социологическое обследование, статистический анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологические методы, функциональный анализ и другие Так же к основным методам науки административного права относятся: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, логический и другие методы исследования. Место в системе юридических наук.

Наука административного права связана с другими научными отраслями. Наиболее тесно она связана с наукой управления, которая носит комплексный характер. Теоретические положения науки управления также служат одной из методологических основ теории административного права. Одновременно наука управления использует ряд положений науки административного права, в целях повышения уровня эффективности управленческой деятельности.

Одновременно наука управления использует ряд положений науки административного права, в целях повышения уровня эффективности управленческой деятельности.

Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению административного права. Без изучения вопросов административно-правового регулирования большинство проблем финансового, муниципального, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены и глубоко усвоены. 7. Принципы, административного права — основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права.

К числу основных принципов относятся: § демократизм нормотворчества и реализации права (проявляется в участии граждан, общественных объединений, движений, и т.п.

в формировании административно-правовой политики и совершенствовании административно-правовых норм) § равенство граждан перед законом и правоприменителем § взаимная ответственность государства и личности § презумпция невиновности § гуманизм § законность

Предмет, метод, методология и задачи науки административного права

Определение и обоснование предмета науки административного права в настоящее время является наиболее актуальной проблемой, так как в государстве в последнее десятилетие проводятся радикальные политические, социальные, экономические, правовые и организационные реформы. Административная наука как одна из научных отраслей публичного права представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права, предмете и методе его регулирования. Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса следует уточнить понятие терминов «наука» и «теория».

Наука — это сфера человеческой деятельности, назначением которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о реальной действительности.

В нашем случае речь идет о выработке и систематизации объективных знаний о реальных процессах, происходящих в области управленческих отношений в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченных должностных лиц.

Теория — это система научных знаний о внутренней природе явлений.

То есть с помощью науки как особого вида человеческой деятельности не только получают объективные знания о сущности исследуемых явлений, но и теоретически систематизируют эти знания в соответствии с внутренней природой этих явлений. Роль же теории сводится к теоретической систематизации объективных знаний о реальных процессах в управленческих отношениях с целью их упорядоченности, согласованности и оптимизации.

Административная наука, как одна из научных отраслей права, вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания, идеи, взгляды, понятия, представления и положения об отрасли административного права, ее предмете и методе его регулирования, ее правотворческой и правоприменительной практике, осуществляемой органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ и их уполномоченными должностными лицами. Предмет (что исследуется) и объект (на что направлено исследование) науки административного права существенно отличается от предмета (объекта) отрасли права и учебной дисциплины, где существует только различие предмета и объекта в объеме управленческих отношений.

Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования. Объект науки административного права (на что направлено исследование), это управленческие отношения, которые исследуются наукой с целью их совершенствования. Перед наукой ставятся задачи исследования с целью совершенствования административно-правового регулирования управленческих отношений.

К числу основных задач исследования науки административного права следует отнести:

  1. 6) правовое положение негосударственных и общественных объединений как коллективных субъектов административно-правовых отношений;
  2. 4) правовое положение физических лиц в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ;
  3. 16) административно-правовое регулирование государственного управления в административно- политической сфере;
  4. 9) административное правонарушение и административная ответственность;
  5. 15) административно-правовое регулирование управленческих отношений в экономической, хозяйственной, промышленной, аграрной сферах и областях;
  6. 3) правовой статус органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, как субъектов административно-правовых отношений;
  7. 14) административно-правовое регулирование общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления и его правовое регулирование;
  8. 2) методы и формы правового регулирования в деятельности органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления в современных условиях;
  9. 8) ответственность по административному праву;
  10. 17) административно-правовое регулирование управленческих отношений в социально-культурной сфере и др. Все эти задачи исследуются в единстве и взаимосвязи, образуют целостное единство самого предмета как системы науки административного права.
  11. 7) административно-юрисдикционная деятельность, ее подведомственность в разрешении управленческих споров и рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях;
  12. 12) административно-правовые режимы;
  13. 11) административное производство и его виды;
  14. 1) предмет административного права в современных условиях становления и развития исполнительной власти, государственного управления;
  15. 10) административный процесс и его виды;
  16. 5) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, как субъектов административно-правовых отношений;
  17. 13) эффективность обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ и их должностных лиц;

В результате научных исследований практике предлагаются рекомендации и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования во всех отраслях и сферах деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, а также осуществления административных правоохранительных функций в смежных отраслях права. Наука административного права уделяет большое внимание исследованию таких административноправовых категорий, как понятие и сущность деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также выявляет объемы, соотношения понятий государственной службы и должностного лица, административных наказаний и административной ответственности, содержанию административно-правовых норм и правоотношений и многому другому. Особым элементом предмета науки административного права является правотворческая и правоприменительная деятельность органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц.

Изучая практику применения административно-правовых норм, можно оценивать их эффективность, выявлять пробельность в законодательстве и дефекты в юридической технике.

Основное назначение науки административного права — на основе исследований предлагать методы и средства совершенствования системы деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, органов МСУ в их повседневной, регулярной и непрерывной организации управления во всех жизненно важных областях и сферах государства и общества. Наука административного права также разрабатывает научные понятия и категории, которыми она пользуется для исследования управленческих отношений, реализуемых органами исполнительной власти, государственного управления, органами МСУ, а также оказывает влияние на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности органов исполнительной власти, государственного управления совершенствования механизма, методов и форм административно-правового регулирования. Результатом проводимых научных исследований являются рекомендации, предложения и выводы, направленные на повышение эффективности управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и административно-правового регулирования иных управленческих отношений, а также совершенствование практики применения норм административного права в целях охраны отношений, регулируемых другими отраслями права.

Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории социального управления и общей теории социологии и права.

Большое значение для научных исследований имеют решения государственных органов власти по вопросам организации деятельности исполнительной власти, государственного управления, а также правового регулирования их деятельности. Потребности практики требуют в каждом конкретном случае определять механизм исполнения законов — конкретных исполнителей, формы, методы, сроки и перечень подзаконных действий, ответственность определенных лиц, а также систему контроля и проверки исполнения. При этом необходимо учитывать вопросы ресурсного обеспечения законотворчества и правоприменительной практики.

Примером такого слабого учета правоприменительной практики стали задачи научного обоснования разработки административно-правового института регулирования процесса банкротства предприятий и банков как объектов управленческой деятельности, ликвидации взаимных неплатежей, регулирования рынка ценных бумаг, определенного регулирования цен на основные виды сырья и товаров, особенно первой необходимости, социальной защиты населения и др. Посредством норм административно-правового регулирования можно позитивно влиять на тенденцию сокращения экономических преступлений. Например, указ Президента РФ от 12 мая 1997 г.

№ 467

«О прекращении представления гарантий и поручительств за счет средств федерального бюджета»

в некоторой степени перекрыл возможные каналы хищений государственных средств из бюджета путем коррупции, однако таких мер далеко не достаточно.

Важно при этом определить роль и пределы действия административного права как метода регулирования тех новых отношений, которые складываются в негосударственном секторе экономики.

Разговор здесь должен идти не об отказе от государственного регулирования этих отношений, а об изменении его форм и методов. Хотя основным методом регулирования в сфере хозяйственной деятельности становится метод согласования, это не исключает применения в определенных пределах и метода императивных предписаний.

Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории социального управления и общей теории социологии и права.

Большое значение для научных исследований имеют решения государственных органов власти по вопросам организации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также по правовому регулированию их деятельности. Большое значение для научных исследований проблем административного права имеет изучение законодательства Российской Федерации, в котором содержатся нормы и решения, регламентирующие различные вопросы функционирования деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Особое значение в развитии науки административного права имеет методология познания объектов и явлений реального мира, в том числе и управленческих отношений.

Методология — это учение о системе научных методов и средств познания объектов или явлений реального мира.Методологической основой науки административного права являются совокупность общенаучных и частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности специфических (управленческих) отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельности, а также изучаются категории, понятия и институты самой науки административного права.
Методология — это учение о системе научных методов и средств познания объектов или явлений реального мира.Методологической основой науки административного права являются совокупность общенаучных и частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности специфических (управленческих) отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельности, а также изучаются категории, понятия и институты самой науки административного права.

Для выявления сущности методологии следует усвоить понятия метода вообще и общенаучных и частнонаучных методов познания в частности. Метод — это способ, средство, путь теоретического или практического решения задач, для достижения сформулированной цели.

Существуют различные методы познания и воздействия, которые изучаются другими науками, мы только перечислим их. Общенаучные методы познания — это общие, используемые в различных отраслях научного знания способы, средства и пути исследования свойств, предметов и явлений, а также тенденций их изменения.

К общенаучным методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, обобщение, абстрагирование, формализация, эксперимент, системный подход, системный анализ, математические методы, моделирование, диалектический, исторический и другие методы исследования. Частнонаучные (специальные) методы познания: аналитическое и социологическое обследование, статистический анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологические методы, функциональный анализ и другие. Основная задача науки административного права — исследовать предмет науки с целью выработки рекомендаций и мер по созданию благоприятных условий для успешного функционирования государства и, в первую очередь, деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, органов МСУ в новых условиях рыночной экономики.

Приоритетной целью всей деятельности органов исполнительной власти, государственного управления становится не волевое, императивное управление народным хозяйством, а сочетание методов государственного управления и правового регулирования посредством различных налоговых стимулов, согласований, регистрации, лицензирования, подбора и расстановки кадров органов исполнительной власти, государственного управления, осуществление контроля за деятельностью должностных лиц, отработка механизма обеспечения законности и дисциплины.

Одной из проблем науки административного права в настоящее время является правильное определение места, роли и объема полномочий и компетенции федеральных органов исполнительной власти по отношению к органам исполнительной власти субъектов РФ, субъектами государственного управления в экономической и социально-культурной сферы в условиях рыночных отношений.

Одной из проблем науки административного права в настоящее время является правильное определение места, роли и объема полномочий и компетенции федеральных органов исполнительной власти по отношению к органам исполнительной власти субъектов РФ, субъектами государственного управления в экономической и социально-культурной сферы в условиях рыночных отношений. Все эти проблемы не могут быть успешно разрешены без использования достижений науки административного права, как основного института публичной отрасли права, позволяющей гармонично защищать законные интересы личности, общества и государства.

Большое значение для научных исследований проблем административного права имеет законодательство Российской Федерации, в котором содержатся нормы, регламентирующие различные вопросы деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления.

Методологической основой науки административного права являются также исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, логический и другие методы исследования. Наука административного права как система построена на основе внутренней взаимосвязи и взаимозависимости административно-правовых положений, принципов организации и институтов, образующих целостное информационно-правовое единство научной отрасли права. Система науки административного права по объему шире системы отрасли административного права, так как наука административного права исследует не только совокупность административно-правовых норм, но и другие теоретические проблемы, связанные с теорией и практикой административно-правового регулирования.

Совершенствование научной базы административного права невозможно без изучения истории ее становления, осмысливания различных концепций, ранее имевших особое звучание, преемственности позитивного опыта, творческой переработки устаревших положений применительно к новым социально-экономическим условиям. Российская наука административного права — одна из основных отечественных правовых наук, имеющая богатые исследовательские традиции.

Большой вклад в разработку теоретических и теоретико-прикладных проблем административного права внесли А.Б.

Агапов, А.П. Алехин, А.С. Алексеев, Х.А. Андриашин, Г.В Атаманчук., Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С., Вельский, С.Ю.

Данилов, Ю.А. Дмитриев, П.Т. Василенков, И.И.

Вере-меенко, В.Г. Вишняков, М.И. Еропкин, Н.М.Казанцев, Г.Н. Калибаба, Ю.М. Козлов, А.Н. Козырин, Л.М. Колодкин, А.П.

Коренев, Б.П. Курашвили, Б.М. Лазарев, В.В. Лазарев, А.Е. Лунев, В.М.

Манохин, Л.А. Николаева, А.Ф.Ноздрачев, Д.М. Овсянко, И.В. Панова, Г.И. Петров, С.М. Петров, М.И. Пискотин, Л.Л. Попов, А.В.

Прокошин, Ф.С. Разаренов, Б.В.Российский, Н.Г.Салищева, В.Е.

Севрюгин, В.В. Скитович, Ю.Н. Старилов, С.С. Студеникин, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, Т.Я. Хабриева, Н.Ю. Хаманева, Б.Б. Хангельдыев, Я.М. Ямпольская, Ц.А. Якимов, А.Ю. Якуба и ряд других ученых- административистов. Знание достижений науки административного права и их правильное применение позволит избежать многих ошибок при решении современных задач в организации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и правового регулирования.
Знание достижений науки административного права и их правильное применение позволит избежать многих ошибок при решении современных задач в организации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и правового регулирования.

Наука российского административного права уделяла и уделяет значительное внимание зарубежной теории и практике государственного управления.

Особое влияние на российское административное право в последнее время оказало французское административное право, где субъектами юридической ответственности являются и юридические лица. Чтобы успешно развивалась наука любой отрасли права, в том числе административного, требуется готовить научные кадры, владеющие современными научными методами познания своего предмета, и методами воздействия, способные объективно анализировать процессы, происходящие в стране, рекомендовать научно обоснованные методы воздействия на организацию управления в деятельности исполнительной власти.

Главной целью органов государственной власти и в первую очередь органов исполнительной власти в настоящее время является укрепление вертикали российской государственности. Именно этому служит правовая реформа приведения нормативных актов субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, что способствовало бы преодолению кризиса, созданию благоприятных условий для экономической, политической и социальной стабилизации в государстве и обществе в целом. Особая роль в укреплении государственности принадлежит административному праву.

Среди других публичных отраслей права оно имеет наибольший удельный вес.

Сейчас происходит огромная по масштабам нормотворческая деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Создаются новые, изменяются и дополняются действующие нормативные акты.

Главная задача не в том, чтобы увеличивать массив законодательных актов прямого действия, а в том, чтобы лучше разрабатывать в подзаконных актах механизмы, способные эффективнее работать на цель, заложенную в законе. Необходимо поднять научный уровень нормотворческой деятельности в органах исполнительной власти, их основная задача — качественнее выполнять эту работу, так как это облегчит задачи правоприменительной практики. Всегда следует прогнозировать потребности практики в правовом регулировании, нужно точнее определять механизм исполнения законов, то есть конкретных исполнителей, формы, I методы и сроки их действий, ответственность должностных лиц, а также систему контроля и проверки исполнения.

При этом всегда следует учитывать наличие ресурсного (финансового, кадрового, экономического и иного) обеспечения законотворчества и правоприменительной практики. При этом следует определить роль и пределы действия административного права, как метода правового регулирования управленческих отношений, которые складываются в нынешней рыночной экономике. Одна из основных задач науки административного права — создавать устойчивость и упорядоченность управленческих отношений, благоприятных для оптимального функционирования государства в новых рыночных отношениях, с чувствительным механизмом спроса и предложений.

Приоритетной целью всей деятельности органов исполнительной власти, государственного управления становится не императивное (властное) управление народным хозяйством, а его регулирование посредством различных налоговых стимулов, согласований, регистрации, лицензирования, подбора и расстановки кадров органов исполнительной власти, государственного управления, осуществления контроля за деятельностью должностных лиц, отработка механизма юридической ответственности.

Одной из основных проблем науки административного права в настоящее время является рациональное определение и закрепление правового статуса, определяющего место, роль и объем полномочий и компетенции федеральных органов исполнительной власти по отношению к субъектам административного права в экономической и социально-культурной сфере. Все эти проблемы не могут быть успешно разрешены без использования достижений науки административного права.

Наука административного права связана с другими научными отраслями. Наиболее тесно она связана с наукой управления, которая носит комплексный характер.

Теоретические положения науки управления также служат одной из методологических основ теории административного права. Одновременно наука управления использует ряд положений науки административного права, в целях повышения уровня эффективности управленческой деятельности. Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению административного права.

Без изучения вопросов административно-правового регулирования большинство проблем финансового, муниципального, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены и глубоко усвоены. административный право исполнительный власть

3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды

Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования.

Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).

Общенаучные методы: • диалектика – метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии; • анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы; • синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое; • аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках; • дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к особенному; • индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др. Частнонаучные методы: • системный – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы; • сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права; • формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т.

д.); • юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах; • правовое прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем. Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления.

Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой.

Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.

3.4. Функции науки «административное право» Наука «административное право» выполняет следующие функции: 1) познавательную (эвристическую) – состоит в познании и констатации административно-правовых явлений; 2) интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений; 3) методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая действительность; 4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности; 5) идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества; 6) прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся управленческие отношения. | Источник: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Наука административного права

Определение и обоснование предмета науки административного права в настоящее время являются актуальной проблемой, так как в России в последнее десятилетие проводятся радикальные политические, социальные, экономические и административные реформы.

Административная наука как одна из научных отраслей публичного права представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права, предмете и методе его регулирования. вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания, идеи, взгляды, понятия, представления и положения об отрасли административного права, предмете и методе его регулирования, правотворческой и правоприменительной практике, осуществляемой органами исполнительной власти (государственной и МСУ), государственного управления. Предмет (что исследуется) и объект (на что направлено исследование) науки административного права существенно отличаются от предмета и объекта отрасли права и учебной дисциплины.

Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей управленческой деятельности органов исполнительной власти (государственной и МСУ), государственного управления и управленческих отношений, а также изучение эффективности действия административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление тенденций и свойств с целью совершенствования государственного управления. Объект науки административного права — это управленческие отношения, которые исследуются наукой с целью их совершенствования.

Методологической основой развития науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории социального управления и общей теории социологии и права. Большое значение для научных исследований имеют решения государственных органов власти по вопросам организации государственного управления.

использует исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, логический и другие методы исследования.

Как система наука административного права построена на основе внутренней взаимосвязи и взаимозависимости административно-правовых положений, принципов организации и институтов, образующих целостное информационно-правовое единство научной отрасли права. Система науки административного права по объему шире системы отрасли административного права, так как наука административного права исследует не только совокупность административно-правовых норм, но и другие теоретические проблемы, связанные с теорией и практикой административно-правового регулирования. Особое значение в развитии науки административного права имеет методология познания управленческих отношений.

Таким образом, методологической основой науки административного права является совокупность общенаучных и частнонаучных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности управленческих отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельности, а также изучаются категории, понятия и институты самой науки административного права. Основные задачи науки административного права. К ним следует отнести: 1) предмет и объект административного права в современных условиях становления и развития системы органов исполнительной власти (государственной и МСУ), государственного управления; 2) методы и формы правового регулирования в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления в современных условиях; 3) правовой статус органов исполнительной власти, органов государственного управления, их должностных лиц как субъектов административноправовых отношений; 4) правовое положение физических лиц в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 5) административноправовой статус государственных и муниципальных служащих как субъектов административно-правовых отношений; 6) правовое положение негосударственных и общественных объединений как коллективных субъектов административно-правовых отношений; 7) административно-юрисдикционная деятельность, ее подведомственность в разрешении управленческих споров и рассмотрении индивидуальных дел об административных правонарушениях; 8) ответственность по административному праву; 9) административное правонарушение и административная ответственность; 10) административный процесс и его виды; 11) административное производство и его виды; 12) административно-правовые режимы; 13) эффективность обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц; 14) административно-правовое регулирование общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления и его правовое регулирование; 15) административно-правовое регулирование управленческих отношений в экономической, хозяйственной, промышленной, аграрной сферах и областях; 16) административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере; 17) административно-правовое регулирование управленческих отношений в социально-культурной сфере и др.

Рекомендуем прочесть:  Рыбы мужчины в расставание

Какое понятие административного права наиболее верно

1. исполнительно-распорядительная, подзаконная деятельность государства, заключающаяся в общем руководстве в различных сферах общественной жизни; 2. организующая исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом исполнении функций государства; 3.

система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности; 4. система правовых норм, регулирующих имущественные отношения; 5.

система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Что является источниками административного права 1. законы органов государственной власти Российской Федерации; 2.

некоторые акты бывшего СССР; 3. некоторые международные договоры и соглашения; 4.

нормативные правовые акты органов исполнительной власти; 5. все перечисленные. Какие из юридических норм не относятся к правовым институтам административного права 1. нормы, регламентирующие порядок законодательной деятельности; 2.

нормы, определяющие правовые формы организации и деятельности органов государственного управления; 3. нормы, устанавливающие методы государственного регулирования; 4. нормы, регулирующие административно-политическую деятельность и организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 5.

нормы, регулирующие административно-политическую деятельность и организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации.

Система науки административного права 1. совпадает с системой отрасли административного права Российской Федерации; 2.

уже системы отрасли административного права Российской Федерации; 3.

шире системы отрасли административного права Российской Федерации; 4. имеет самостоятельную систему построения.

К числу методов науки административного права не относится 1.

формально-логический; 2. социологический; 3. статистический; 4. сравнительного анализа; 5.

запрета. Что является предметом административного права 1. административно-правовые нормы; 2.

практика реализации норм административного права; 3.

общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления; 4. акты толкования норм административного права; 5. все перечисленные. Чем отграничивается административное право от других отраслей права 1. предметом правового регулирования; 2. методами правового регулирования; 3. формами правового регулирования; 4.
формами правового регулирования; 4.

предметом и методом правового регулирования; 5. источниками. Что не относится к методам административного права 1.

запрет; 2. дозволение; 3. принуждение; 4. предписание. Что не относится к функциям социального управления 1.

прогнозирование; 2. планирование; 3. контроль; 4. отчет; 5. руководство.

Какое управление называется социальным 1. управление станками и механизмами; 2.

управление людьми; 3. управление функциями организма человека; 4.

управление животными; 5. управление поведением людей. Какое управление называется техническим 1. управление станками и механизмами; 2.

управление людьми; 3. управление функциями организма человека; 4. управление животными; 5. управление поведением людей.

Какое управление называется биологическим 1. управление станками и механизмами; 2. управление людьми; 3. управление функциями организма человека; 4.

управление животными; 5. управление поведением людей.

На какие группы делятся административно-правовые нормы по методу воздействия на поведение субъектов 1.материальные и процессуальные; 2. обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные; 3. общеобязательные, внутриаппаратные; 4.

межведомственные, ведомственные, локальные. 6 Читайте также:  

Предмет и метод науки административного права

Административно-правовая наука выступает составным элементом юридической науки и соотносится с ней как часть и целое. Ю.Н. Старилов определяет науку административного права как составную часть юридической науки, представляющую собой систему государственных, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Исследование административного права как отрасли научных знаний объективно требует уточнения его предмета и метода. Предмет административного права — это то, на что направлен научный поиск ученых административистов. Главным элементом их изучения выступает административное право как отрасль права, т.е.

совокупность административно-правовых норм, которые содержатся в действующем законодательстве.

Вместе с тем, трудно представить, что возможно продуктивное изучение административно-правовых норм вне предмета административного права как отрасли, без учета особенностей специфики отношений в сфере государственного управления. Эти отношения изучаются теорией государственного управления, которая объединяет в себе целую систему управленческих наук, таких как «Организация управления», «Социология управления», «Психология управления». В этой связи возникает вопрос о соотношении теории государственного управления и административно-правовой науки.

Предметы этих двух направлений научного поиска во многом схожи по форме, но отличны по содержанию. Теория государственного управления рассматривает последнее как целостное, системное образование, изучает структурные, социологические, психологические характеристики управленческой деятельности, ее содержание, принципы, стадии, методы, стиль, но при этом избегает анализа юридического аспекта проблемы.

Административное право в свою очередь исследует проблему правового регулирования в сфере управления, т.е. юридического опосредования управленческих отношений. В этой связи административно-правовая наука должна предлагать наиболее рациональные правовые формы закрепления отношений в сфере государственного управления.

Говоря о перспективах развития теории государственного управления, следует отметить, что будут консолидироваться, укрепляться ее связи с административной доктриной. Важное место в теории административного права принадлежит изучению административного права зарубежных государств.

Реформирование практически всех институтов государственного управления требует проецирования наработок зарубежных административистов на российскую почву. При этом следует избегать шаблонов, слепого подражания. Необходимо творчески перерабатывать существующие зарубежные административно-правовые теории с учетом российской действительности.

Речь должна идти о более широком использовании института сравнительного правоведения.

Административно-правовая наука не должна ограничиваться пассивным «созерцанием» действительности, а должна критически оценивать ее, изыскивать возможности юридического закрепления перспективных моделей государственного управления, изменения правового режима управленческой деятельности.

Необходимо выработать административно-правовую политику, которая создаст предпосылки для осуществления позитивных реформ государственного управления. Подводя итог исследования предмета науки административного права, следует конкретизировать его элементы:

  1. * зарубежное административное право;
  2. * система административно-правовых категорий и понятий (понятийный аппарат);
  3. * правоприменительная практика субъектов административного права;
  4. * прогнозы и рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.
  5. * закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;
  6. * история развития административного права;
  7. * административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);

Предмет административно-правовой науки тесно связан с ее методом познания. Если предмет науки указывает, что изучается, то метод показывает инструментарий (средства и способы), при помощи которых исследуется предмет.

В философии метод определяют как способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. Метод науки административного права — это инструментарий, совокупность приемов и способов, при помощи которых изучается ее предмет. Как и в любой науке, в административном праве метод часто определяет судьбу исследования.

При различных подходах на основе одного и того же фактического материала (предмета исследования) могут быть получены противоположные выводы.

Вместе с тем, сам по себе метод не предопределяет полностью успеха в исследовании: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения.

Наука административного права использует методы, которые применяются и в других областях научного поиска. Охарактеризуем наиболее важные из них.

Сравнение — это установление различия и сходства между предметами и явлениями.

Сравнению подвергаются различные административно-правовые нормы внутри института административного права; нормы различных институтов административного права; институты административного и иных отраслей права (скажем, административной ответственности и уголовно-правовой ответственности). Важным является сравнение норм, институтов административного права Российской Федерации с нормами административного права зарубежных государств.

Сравнительно-исторический метод исследования представляет собой исторический (ретроспективный) подход к анализу и оценке категорий государственного управления и административно-правовых институтов. Наука административного права не должна игнорировать положительный опыт, накопленный дореволюционным законодательством. Анализ и синтез. Анализ предполагает мысленное разложение объекта на составляющие его элементы, а синтез — это мысленное соединение в единое целое расчлененных анализом элементов.

Правовой статус субъектов административного права исследуется путем изучения отдельных его элементов. Например, административно-правовой статус гражданина включает следующие элементы: принципы, гражданство, права, обязанности, гарантии, ответственность.

Изучив каждый элемент в отдельности, исследователь воссоединяет элементы в единое целое, избрав в качестве основы наиболее существенный элемент.

Например, принципы административно-правового статуса при исследовании административно-правового положения гражданина.

Аналогия — правдоподобное вероятностное заключение о сходстве в каком-либо признаке нескольких предметов на основании установленного их сходства в других признаках. Несмотря на то, что аналогия строится на вероятностных суждениях, она играет огромную роль в процессе познания административно-правовой действительности, так как ведет к выдвижению гипотез, которые впоследствии превращаются в научные теории.

Этот метод широко применяется при моделировании, которое также выступает в качестве самостоятельного метода.

Моделирование — это практическое или теоретическое преобразование объекта, при котором изучаемый элемент замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, посредством чего исследователь проникает в его (элемента) сущность. Моделирование продуктивно используется при апробации управленческих новелл, новых систем, комплексов управления, а также при анализе принимаемых управленческих решений. Выше были перечислены общие методы научного познания, которые используются в науке административного права.

К этой группе следует отнести также и абстрагирование, идеализацию, обобщение, индукцию, дедукцию.

Знание и умелое применение общенаучных методов не исключает, а, наоборот, предполагает использование специальных методов познания. Формально-юридический (формально-догматический) метод — исследование внутреннего строения административного права, институтов, отдельных норм при помощи внешней обработки нормативного материала. Этот метод предполагает применение таких приемов, как описание и анализ административно-правовых явлений, вычленение признаков, классификация на виды.

Формально-юридический метод позволяет точно проанализировать и описать административно-правовые явления и дать законодателю и правоприменителю, а также студентам, слушателям, курсантам — всем, изучающим административное право, необходимые рекомендации.

Конкретно-социологический метод включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью субъектов административного права, собеседование, анкетирование, интервьюирование. Ценность метода заключается в непосредственном, прямом получении информации о состоянии системы государственного управления. Речь идет о своеобразном канале «обратной» связи между практикой и теорией.

Теоретические конструкции, рекомендации проверяются в деятельном, динамическом состоянии. Здесь следует учитывать не только адекватность информации объективной действительности, но и качество обработки (накопления, систематизации) полученного материала. Системный метод. Совокупность административно-правовых норм, образующих отрасль права — это сложная система, которая включает в себя элементы различной степени сложности (подотрасли, институты, нормы).

Использование данного метода позволяет установить связи между нормами внутри административно-правовых институтов, нормами различных институтов административного права, а также с нормами других институтов российского права.

Правовой эксперимент предполагает апробацию нормативно-правовых новелл управленческой деятельности в ограниченном масштабе. Целью является определение эффективности вводимых новшеств, оперативная их коррекция.

Качественное использование правового эксперимента позволяет избежать существенных материальных, физических, организационных и других издержек. Правовое прогнозирование помогает выдвинуть предположения относительно развития управленческих отношений. Это позволяет дать своевременные рекомендации, в первую очередь, законодателю, который с учетом происходящих процессов должен оперативно изменить существующее административно-правовое законодательство в целях повышения эффективности регулирования управленческих отношений.

Перечень методов науки административного права может быть продолжен, но даже названные вызывают к жизни проблему выбора конкретного метода или их совокупности. Выбор метода зависит от той задачи, которую должен решить исследователь. При этом следует помнить, что каждый метод позволяет познать лишь отдельные стороны объекта.

Совокупность приемов, средств исследования конкретного объекта получили название методики.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+