Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Как осуществлять закупки у смл

Как осуществлять закупки у смл

Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году


Критерии малого и среднего бизнеса: Малый Средний Max количество работников 100 чел. 250 чел. Max выручка в год 800 млн руб.

2 млрд руб. 44-ФЗ Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП.

Условиям участия посвящена статья 30. Квоты для СМП Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок.

Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год.

В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей. В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее.

Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса.

Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей.

Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью.

В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон. Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:

  1. Запрос котировок,
  2. Открытый конкурс (в том числе конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс)
  3. Электронный аукцион,
  4. Запрос предложений.

Какие льготы действуют?

1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п.

8.1 ст. 96 44-ФЗ):

  1. Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  2. Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
  3. Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность.

2.

В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ. Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей.

Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП. 223-ФЗ Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП).

Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки.

Заказчиков контролирует АО

«Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»

. Квоты для МСП Заказчики должны закупить у МСП не меньше 20% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры.

Учитывают победителей в закупках:

  1. Поучаствовать в которых могли только МСП.
  2. Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
  3. «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.

При этом 18% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет. В каких закупках могут участвовать МСП?

Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:

  1. Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.
  2. Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  3. Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
  4. Отвечает на запрос на разъяснения в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если он поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок).

Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):

  1. ЭТП ГПБ
  2. ЕЭТП
  3. РТС-Тендер
  4. ТЭК-Торг
  5. Российский аукционный дом
  6. Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ)
  7. Сбербанк-АСТ
  8. АГЗРТ

Льготы 1.

223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  1. Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
  2. Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2.

Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб.

(в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.) 3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 15 рабочих дней после подписания акта приемки. Срок сократят для всех ситуаций:

  1. участвовать в ней могли только МСП,
  2. МСП выступали субподрядчиками.
  3. закупку провели на общих основаниях,

Ответим на вопросы Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации.

Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике. Задать вопрос эксперту

Закупки по 223‑ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд.

руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Такие заказчики обязаны рассчитать годовой объем закупок, разработать и утвердить перечень, и опубликовать его в ЕИС.

А не позднее 1 февраля 2017 года – опубликовать отчет. Иначе «здравствуй, 44-ФЗ» с 2017 года Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст.

4 Федерального закона от 24.07.2007 ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП.

В статье будем использовать сокращение СМиСП. Далее вы узнаете об изменениях в правилах закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), о действиях, которые должен совершить заказчик в рамках требований Постановления 1352. Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.

Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.

«Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц»

— этот документ вступает в силу поэтапно. В конце 2015 года внесены изменения относительно категории заказчиков, которые обязаны применять Постановление № 1352: Размер выручки Обязанность заказчика Выручка более 10 млрд.

руб. Обязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 июля 2015 года от 2 млрд. руб.* до 10 млрд. руб. включительно Обязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 января 2016 года Выручка ≤ 2 млрд. руб. Не обязаны осуществлять закупки у СМиСП * Прежде этот показатель составлял 1 млрд.

руб. Порог выручки увеличен до 2 млрд. руб. (Постановление Правительства РФ ) В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд.

руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Из этих 18% закупок надо не менее 10% закупок провести исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это конкурентные способы закупок, в извещении о проведении которых заказчик устанавливает ограничение о том, что принять участие в данной процедуре могут только участники из числа СМиСП. Перед вами фрагмент из вебинара «», эксперт по 223-ФЗ комментирует действия заказчиков при закупках у СМиСП:

  • Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМиСП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМиСП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМиСП.
  • Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
  • Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМиСП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.
  • В рамках календарного года закупить у СМиСП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика ().

Новый раздел выглядит так: Если заказчик не обязан закупаться у СМП, то он в отчетности ставит нули, новый раздел не заполняет. Если заказчик применяет Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то он вносит в план конкретные закупки, которые планирует проводить в 2016 году, участниками которых являются только субъекты СМП. Заказчики, которые проводят процедуры закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, обязаны требовать от участника закупки подтверждение статуса СМП.

Статус подтверждается через декларирование. До октября 2015 года заказчики сами разрабатывали такие декларации, как им было удобно по форме и содержанию. Видимо, Минэкономразвития заметил, что не все заказчики составляют декларации надлежащим образом.

Так появилась унифицированная критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ № 1169 внесло изменения в Постановление № 1352).

Теперь заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации.

Ситуация: у заказчика выручка меньше двух миллиардов рублей. Как на него распространяется Постановление № 1352?

Что такой заказчик должен делать или не делать в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства?

  • Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. должен публиковать ежемесячный отчет со сведениями о договорах, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Напомним, один из отчетов по 223-ФЗ, которые заказчик ежемесячно публикует не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, — это отчеты о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство заказчиков вели такие отчеты и в 2014 и в 2015 году. По сути ничего для заказчиков с 2016 года не меняется.

Но рекомендуем учитывать в работе разъяснения Минэкономразвития от 09.07.2015 № Д28и-2082:

«Заказчики, которые не подпадают под действие приведенного положения (ПП№ 1352), при составлении отчетности указывают сведения о количестве договоров, заключенных с СМСП, а при отсутствии такой информации проставляют «0»

. Комментирует Станислав Грузин, эксперт в области проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, ведущий : Советы заказчикам, которые не применяют Постановление № 1352: «Ошибочно считать, что если вы не закупаете товары, работы, услуги у СМиСП, то вы не публикуете ежемесячный отчет. Вести отчет надо, не было закупок у СМиСП – ставьте «0», в этом случае отчет считается заполненным.

Также рекомендую не устанавливать условие о том, что в закупке могут участвовать только СМСП.

Если вы будете самостоятельно предоставлять какие-то преференции, связанные с проведением закупок только у СМСП, ваши действия могут расценить как нарушение закона о защите конкуренции. Постановление № 1352 на вас не распространяется, соответственно, устанавливать возможность ограничения участников вы не вправе».

Минэкономразвития в письме от 09.07.2015 № Д28и-2082 отмечает: «Автономные учреждения, на которые не распространяется действие Постановления Правительства о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), не вправе устанавливать условие о том, что в закупке по Закону № 223-ФЗ могут участвовать только СМСП».

Минэкономразвития в письме от 09.07.2015 № Д28и-2082 отмечает:

«Автономные учреждения, на которые не распространяется действие Постановления Правительства о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), не вправе устанавливать условие о том, что в закупке по Закону № 223-ФЗ могут участвовать только СМСП»

. Минэкономразвития отмечает, что требование представить в заявке декларацию, подтверждающую такой статус, также неправомерно.

Данными выводами могут руководствоваться не только автономные учреждения, но и иные заказчики, в отношении которых указанное Постановление не действует.

  • Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. не должен публиковать годовой отчет о закупках у СМиСП (письмо Минэкономразвития от 03.06.2015 № Д28и-1507)

Если выручка не превышает 2 млрд.

руб., отчет публиковать не нужно. Ни в случае, когда закупки у СМиСП действительно были, ни тем более, в случае, когда закупок не было.

Ситуация, когда выручка заказчика составляет ровно 2 млрд. руб., также подпадает под это правило: годовой отчет не составляется. У некоторых заказчиков есть обязанность проводить закупку инновационных товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Правительство утвердило перечень таких заказчиков, а также годовой объем закупок, форму годового отчета и требования к его содержанию (). Создан специальный орган, который контролирует закупки заказчиков у СМиСП, — АО

«Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»

. Подробнее — в статье . Онлайн-курс «.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа) Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

59 782 Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем заказчиков и поставщиков Воронцов П.

П. Вебинар, 20 ноября, 10:00 мск Бесплатно Воронцов П. П., Грузин С. В., Межникова Ю. Л., Руцинская Т. А., Сафина С. Д. Вебинар, 4 декабря, 10:00 мск Сафина С.

Д. Запись вебинара

Особенности закупок у СМП по 223-ФЗ

223-ФЗСМП и СОНКОАвтор:Дмитрий Сидаев Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ — это конкурентные тендеры, в которых участвуют только представители малого бизнеса. Они проводятся в виде электронного конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений.

Скачать образец отчета о тендерах для малого бизнеса Скачать бланк отчета о тендерах для малого бизнеса Скачать пример перечня ТРУ для тендеров у малого бизнеса Скачать постановление правительства № 1001 от 01.08.2019 Сколько закупают у СМП по 223-ФЗ В постановлении правительства № 1352 от 11.12.2014 указано, что объем закупок у СМП по 223-ФЗ — минимум 18% от из общей стоимости договоров, которые заключены по результатам торгов.
Скачать образец отчета о тендерах для малого бизнеса Скачать бланк отчета о тендерах для малого бизнеса Скачать пример перечня ТРУ для тендеров у малого бизнеса Скачать постановление правительства № 1001 от 01.08.2019 Сколько закупают у СМП по 223-ФЗ В постановлении правительства № 1352 от 11.12.2014 указано, что объем закупок у СМП по 223-ФЗ — минимум 18% от из общей стоимости договоров, которые заключены по результатам торгов. Доля соглашений, которые подписаны по результатам процедур только для СМП, составляет не меньше 15% от этого.

Подобный объем указывают и когда составляют закупочный план. Список тендеров, которые не учитывают, указан в п. 7 постановления №1352. Он насчитывает 34 пункта, приведем основные:

  • Услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению.
  • Обеспечение обороны и безопасности государства.
  • Услуги подвижной радиотелефонной связи.
  • Проведение планового ремонта, техобслуживания и модернизации по гарантийным или лицензионным обязательствам.

Годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые подписаны по итогам закупок:

  • Для поставщиков, которые для исполнения контракта привлекают малые компании как субподрядчика.
  • Исключительно среди СМП.
  • Для всех участников, в т.ч.

    и среди СМП.

Отдельные правила установили для заказчиков, которые покупают инновационную и высокотехнологичную продукцию, в т.ч.

и у СМП. Годовой объем таких покупок равняется общей стоимости подобных сделок за предшествующий год + 5%. Это количество учитывается и когда планируете закупки. С 01.01.2021 вступило в силу постановление правительства № 1001 от 01.08.2019.

С этой даты обязательная доля закупок увеличится.

Общий годовой объем закупок у малых компаний составит не меньше 20%. А доля стоимости договоров с СМП по итогам тендеров, в которых участвуют только представители малого бизнеса, возрастет до 18%.

Как утвердить перечень ТРУ для тендеров у СМП Утвердите перечень товаров, работ и услуг, которые приобретаете через тендеры, где участвуют только представители малого бизнеса. ТРУ из списка закупайте у других категорий участников только в исключительных случаях, если:

  1. заявка, которая подана единственным участником из числа малых компаний, не соответствует требованиям закупочной документации;
  2. заявки участников закупки, которые относятся к СМП отозваны или не соответствуют требованиям закупочной документации;
  3. заказчик по положению о закупке решил не заключать договор по итогам тендера.
  4. СМП не участвуют в закупке;

Эти исключения указаны в п.

21 постановления № 1352. В перечень закупок у СМП включают информацию из ОКПД-2:

  • Наименование.
  • Категории и подкатегории.
  • Код, разделы, классы, группы и т.д.

Выложите документ в ЕИС и на сайте заказчика.

Если предмет сделки продукция из Перечня, а начальная (максимальная) цена договора не больше 200 000 000 рублей, то проводить тендеры для малых компаний — обязанность заказчика. А если цена договора от 200 000 000 рублей до 400 000 000 рублей — это его право.

Как проводить тендер среди СМП В ст.

3.4 указаны особенности для закупок у СМП по 223-ФЗ 2021 года. В этой норме определены правила закупок для малого бизнеса и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Отразили эти периоды в таблице.

Способ определения поставщика Минимальный срок для подачи заявок НМЦД Конкурс семь дней Не больше 30 000 000 рублей пятнадцать дней Больше 30 000 000 рублей Аукцион семь дней Не больше 30 000 000 рублей пятнадцать дней Больше 30 000 000 рублей Запрос предложений пять рабочих дней до старта процедуры Не больше 15 000 000 рублей Запрос котировок четыре рабочих дня Не больше 7 000 000 рублей Отменяют процедуры до окончания срока подачи заявок или до заключения договора, если возникли обстоятельства непреодолимой силы.

Заказчик вправе в документации о закупке требовать от поставщика обеспечить заявку, если цена договора превышает 5 000 000 рублей. Размер такого обеспечения не превышает 5% от цены договора. Обеспечение заявки предоставляют в виде банковской гарантии или денег (по выбору участника).

Деньги зачисляют на спецсчет, который поставщик открывает в банке из перечня по распоряжению правительства № 1451-р от 13.07.2018. Когда закончился срок приема заявок, банк блокирует эти деньги. Закупки для малого бизнеса проводятся в электронной форме.

Чтобы провести, выбирайте электронные площадки, которые утверждены распоряжением правительства № 1447-р от 12.07.2018 и соответствуют дополнительным требованиям по постановлению правительства № 657 от 08.06.2018. Их всего 8 и это те же площадки, где проходят торги по 44-ФЗ:

  • ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
  • ООО «РТС – тендер».
  • АО «Российский аукционный дом».
  • АО «ТЭК – Торг».
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
  • АО «Единая электронная торговая площадка».
  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  • АО «Электронные торговые системы».

Отклоняйте заявки, в первых частях которых участник прописал сведения о себе, о стоимости или включил цену во вторую часть. Эти правила не применяются в запросе котировок.

Закупки у СМП состоят из таких шагов:

  • Оператор сравнивает цены, отправляет эту информацию и вторые части заказчику.
  • Покупатель готовит протокол рассмотрения первых частей и направляет его оператору для размещения в ЕИС.
  • Электронная площадка отправляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (если нужно).
  • Заказчик результаты фиксирует в протоколе о подведении итогов.
  • Закупочная комиссия определяет порядковые номера заявкам по убыванию.

Как заключить договор в результате тендера среди СМП Договор подписывают только в электронной форме на электронной площадке.

Представители покупателя и победителя подписывают его усиленной квалифицированной электронной подписью. Если возникли споры по отдельным положениям договора, участник направляет заказчику протокол разногласий на электронной площадке.

Когда заказчик рассмотрел замечания, он высылает поставщику доработанный с учетом разногласий проект договора или мотивировано отказывается вносить правки. Договор заключают на основании:

  • Предложения участника.
  • Проекта договора.
  • Извещения (приглашения).
  • Документации.

Как отчитаться о закупках у СМП Составляйте отчет по СМП по 223-ФЗ, если относитесь к одной из категорий:

  1. госкомпании, их «дочки» и «внучки»;
  2. автономные учреждения, если общая стоимость договоров за прошлый год превысила 250 млн рублей;
  3. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
  4. кредитные организации, величина активов которых за прошлый год больше 500 млн рублей;
  5. юрлица независимо от организационно-правовой формы, годовой объем выручки которых за прошлый год превысил 500 000 000 рублей, если они не относятся к СМП;

Включайте в отчет данные о количестве и стоимости договоров (отдельно по каждому виду) и долю закупок у СМП.

Форма и требования к содержанию отчета установлены Постановлением № 1352. Размещайте его не позднее 01.02.2020, чтобы отчитаться за 2021 год.

Это указано в ч. 21 ст. 4 223-ФЗ.

Чтобы правильно составить эту отчетность проверьте категорию поставщика в едином реестре на сайте ФНС.

1+ Поделиться: Предыдущая записьКак подавать заявку на тендер по 223-ФЗСледующая записьИнструкция по отмене закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ 12.03.2020Как оформить тендерный кредит для исполнения госконтракта 12.03.2019Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить 12.03.2019Инструкция по составлению конкурсной документации

Закупки у малого и среднего бизнеса по 223‑ФЗ: что нужно знать

Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании. Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.

Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway Подписка на уведомления о новых статьях Подписаться Мне не интересно

13 января Планируя закупки у малого и среднего бизнеса по Закону № 223-ФЗ, нужно учитывать объемы и алгоритмы проведения таких закупок, придерживаться квот и обращать внимание на программы поддержки малых и средних предпринимателей. Чтобы понять, нужно ли организации применять , которое регулирует закупки у малых и средних предпринимателей (МСП), нужно посчитать объем ее выручки: если она больше 500 млн руб.

и организация — неавтономное учреждение, нужно применять постановление.

Кредитным организациям следует обращать внимание на величину активов, а не на объем выручки.

У автономных организаций расчет производится на основании закупочных договоров.

Если стоимость таких договоров, заключенных за предыдущий период, превышает 250 млн руб., автономное учреждение должно придерживаться Постановления № 1352.

Если порог по выручке, активам или договорам не достигнут, его можно не применять. Такие заказчики не имеют права проводить специализированные закупки только для МСП. Любое ограничение участия в закупках по признаку субъект/несубъект МСП считается прямым нарушением норм и «О защите конкуренции».

Закупки, которые можно проводить у субъектов МСП по Постановлению № 1352:

  • Обычные закупки без ограничений, в которых выиграл субъект МСП (они тоже учитываются при расчете годового объема для квоты)

Для таких закупок не важны форма собственности, регистрация, местонахождение и юрисдикция участника, его организационно-правовая форма.

Участниками закупки могут быть как отдельно юрлица и физлица, в том числе без образования ИП, так и коллективные участники (), которые не являются участниками по отдельности.

  • Спецторги

Это закупки, участниками которых могут быть только представители МСП. Об этом сразу делается оговорка в закупочных документах — никто другой на эту процедуру не допускается.

Алгоритм проведения спецторгов описан в .

  • Субподряд 1 уровня

В закупку включено условие о том, что победитель обязан привлечь МСП как субподрядчиков. Тогда субподрядный договор будет добавлен к закупкам заказчика как малая доля большого договора.

Ежегодно, проводя закупки у субъектов МСП, нужно достигать двух квот — 15 % и 18 %. С 2015 года квоты увеличились с 9 % по общим закупкам и 5 % по спецторгам до 18 % по общим закупкам и 15 % по спецторгам. За четыре года доля закупок у субъектов МСП, которые проводились по обычным правилам, спецторгам или субподряду первого уровня, увеличилась в два раза.

Доля закупок, которые проводятся через спецторги, увеличилась в три раза. Заказчик сам выбирает, как ему лучше скомбинировать закупки, чтобы достигнуть указанных значений. 15 % и 18 % – показатели, которые указывают на стоимость заключенных договоров в соответствующий период.

Для достижения квоты нужно не только провести закупки, но и запланировать спецторги. В плане закупок доля спецторгов должна составлять 15 % от совокупного годового объема договоров, которые будут заключаться. То же самое касается закупок инновационной продукции.

На этапе планирования эти параметры должны включаться в план. Чтобы рассчитать квоту, нужно разделить количество договоров с малыми и средними предпринимателями (числитель) на общее количество договоров (знаменатель) и умножить получившийся показатель на 100 %.

Для числителя суммируются договоры по:

  1. Спецторгам с МСП, по которым заключили договоры, и договорам субподряда. Берется не сумма договора заказчика с подрядчиком, а сумма из договора подрядчика с субподрядчиком из числа МСП. Учитывается не общее количество заключенных договоров, а объемы оплаты договоров на один календарный год.
  2. Обычным закупкам, в которых победил МСП, в том числе закупкам у единственного поставщика — например, до 100 000 и до 500 000 руб., по которым заказчик не размещал информацию. Неважно, оформлялся ли договор или счет по итогам закупочной процедуры.

Для знаменателя суммируется общая масса закупочных договоров, кроме перечисленных в , – эти закупки не учитываются при расчете совокупного годового объема закупок и не включаются в знаменатель.

Перечень исключений формировался с учетом состояния товарных рынков и рисков, которые могут возникнуть при привлечении МСП к исполнению сложных договоров, например, связанных с обороной страны, поставкой труб большого диаметра, крупными долгосрочными проектами по сооружению дорог. Если срок договоров по общим основаниям или спецторгам больше одного года, при расчетах годовых объемов учитываются стоимостные объемы закупок, которые рассчитываются на основании сведений по оплатам договоров в течение каждого календарного года. Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.

Эта норма касается заказчиков, которые включены в . Инновационную продукцию у малого бизнеса должен закупать ограниченный перечень заказчиков.

Каждый год конкретные значения объемов закупок меняются. Для общих закупок любой продукции установлены фиксированные значения — 15 % и 18 %, и скорее всего, такие показатели сохранятся в 2021 и 2021 году. Объем закупок для МСП по инновационной продукции должен рассчитываться ежегодно.

Он индивидуален для каждого заказчика.

Для заказчика из : 5 % СГОД ≥ У= х+0,05х, где х – ∑ стоимости договоров на поставку инноваций, заключенных по итогам спец закупок в прошлом году; СГОД – ∑ стоимости всех договоров за отчетный год от плана до итога * учитываются совокупные годовые стоимостные объемы закупок, рассчитанные на соответствующий календарный год согласно сведениям, содержащимся в плане закупки (проекте плана) или в заключенных договорах, об объемах оплаты договора в течение каждого года его исполнения Объем договоров, которые были заключены с субъектами МСП в прошлом году, увеличивается на 5 %. Берутся договоры только на закупки инновационной продукции по спецторгам за прошлый год, это значение корректируется на 5 %. В первом случае рассчитывается 5 % от объема, во втором к объему прибавляется 5 %.

Сравниваем две величины. Если скорректированный объем закупок для МСП превышает 5 % от года, нужно остановиться на 5 % от совокупного годового объема договора. Это будет лимит закупок инновационной продукции у МСП. Если скорректированное значение закупок инновационной продукции у МСП за прошлый год меньше 5 % от совокупного годового объема договора, нужно остановиться на скорректированном значении закупок инновационной продукции.

На этапе планирования нужно учесть спецторги с учетом квот и значений, рассчитанных по формуле 5 % СГОД ≥ У= х+0,05х. В закупках инновационной продукции рассчитанная квота и 18 % и 15 % по закупкам любой продукции — минимальный порог, который можно превысить. Рост квоты в два раза по общим показателям и в три раза по спецторгам с 2015 по 2021 годы связан с тем, что многие заказчики превышали изначальные пороги и доказали, что готовы поддерживать МСП по Закону № 223-ФЗ.

Если заказчик применяет Постановление № 1352, нужно:

  1. запланировать и провести закупки и отчитаться о выполнении квоты (ежемесячный, годовой отчет).
  2. утвердить перечень закупаемых товаров;
  3. разместить перечень в ЕИС и на своем сайте;
  4. определить необходимый объем с учетом квот и возможностей заказчика;

От других закупок алгоритм отличает только перечень закупаемой продукции. Каждый заказчик формирует такой перечень самостоятельно, подбирает продукцию индивидуально, исходя из средних значений цены на договоры по такой продукции.

В перечне нужно указать наименование ОКПД2, детализировать ОКПД2 до раздела классов/подклассов, групп/подгрупп, видов продукции, категорий и подкатегорий. Перечень размещается в и на своем сайте.

Продукция, которая не включена в перечень, не может закупаться через спецторги, только через закупки на общих основаниях (иначе нарушается ). Заказчик вправе закупать продукцию, которая включена в перечень, не только у МСП, нужно учитывать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) договора, который будет заключаться, учитывать ограничение по цене.

Договоры с НМЦК до 200 млн руб. должны проходить путем проведения спецторгов. Ценовые коридоры спецторгов:

  1. больше 400 млн руб. – нельзя проводить спецторги, это будет ограничением конкуренции.
  2. от 200 до 400 млн руб. – можно проводить и спецторги, и закупки на общих основаниях;
  3. от 0 до 200 млн руб. – нужно проводить только спецторги;

Спецзакупки требуют особого внимания на каждом этапе закупочного цикла.

Для некоторых заказчиков минимальный срок планирования спецзакупок увеличен с 1 года до 3-х лет по специфическим закупкам у МСП.

В данном случае речь идет об электронном конкурсе, электронном аукционе, электронном запросе котировок и запросе предложений. Перечень площадок определяется Постановлением № 1352. Если НМЦД меньше или равна 7 млн руб., можно применить любой способ закупки.

Если НМЦД от 7 млн руб. до 15 млн руб. включительно, можно воспользоваться всеми процедурами, кроме запроса котировок. Если НМЦД больше 15 млн руб., можно проводить только конкурсы и аукционы по короткой процедуре (заявки подаются в течение 7 дней).

Если НМЦД превышает 30 млн руб., нужно выбирать долгую процедуру (заявки подаются в течение 15 дней). Выбирать можно только конкурсы и аукционы в электронной форме. Это ограничение установлено с 2018 года с учетом сокращения срока сбора заявок.

Обычные закупки и закупки, где устанавливается требование о привлечении субподрядчика, регулируются положением о закупке. Можно предусмотреть конкурсы, аукционы с запросами котировок и предложений и в электронной, и в обычной форме, и путем закрытых закупок.

Для спецторгов любой другой способ, кроме электронных торгов, не допустим.

При планировании закупки нужно не забыть включить разделы закупок у МСП по обычному плану и плану инновационной продукции. Для каждой конкретной закупки нужно написать техническое задание (ТЗ), разработать требования к участникам, составить и уточнить проекты документации, извещения и договоров.

Для закупок у МСП нужно составить требования к участникам, заявке и обеспечению заявки.

ТЗ пишется так же, как для любой другой закупки, к нему применяются общие требования Закона № 223-ФЗ. В составе заявки должны быть документ, подтверждающий, что участник включен в реестр МСП, или декларация о том, что участник соответствует критериям субъекта МСП. В приоритете сведения из реестра, а не из декларации.

В требованиях к заявке нужно уточнить, что подразумевается под документами, которые подтверждают соответствие участника этим критериям.

Именно эти документы должны появиться в заявке.

В составе заявки для спецторгов должен быть документ, содержащий сведения из реестра. Для новых поставщиков, о которых еще нет сведений в реестре, достаточно декларации о том, что участник соответствует критериям МСП.

К декларации не нужно прикладывать подтверждающие документы. Достаточно использовать форму из .

Заказчик не может просить участника предоставить документы о численности, выручке, бухгалтерские показатели из реестра или декларации. Если поставщик указал сведения в декларации, но заказчик обнаружил информацию о таком поставщике в реестре, приоритет будут иметь сведения из реестра.

Если не предоставить соответствующие сведения из декларации или предоставить декларацию, в которой есть сведения, не подтверждающие соответствие участника малому и среднему бизнесу, заявка может быть отклонена. Для закупок по общим основаниям, в которых победителем случайно становится МСП, заказчик вправе установить требования о включении в заявку декларации или сведений из реестра. В спецторгах это требование устанавливается обязательно.

Для дальнейшего учета закупок и более удобной работы с отчетностью лучше включать это требование в документы на любые закупки.

Даже если вы не устанавливали требование о предоставлении документов в составе заявки, на этапе заключения договора можно проверить участника в реестре МСП на сайте ФНС. Если заказчик требует привлечь к участию только субъектов МСП на этапе субподряда, нужно включить в документацию требование о том, что участник должен изложить в составе заявки план привлечения субподрядчиков со сведениями о конкретных исполнителях.

На этапе участия в закупке потенциальный участник должен подготовиться и найти субподрядчика.

В плане привлечения субподрядчиков должны быть указаны:

  1. сведения о существенных условиях его исполнения, месте, сроках и цене.
  2. сведения о предмете договора;
  3. сведения о конкретных субподрядчиках;

В последующем при исполнении договора эти сведения должны соблюдаться. Поставщик может поменять субподрядчика только на другого субъекта МСП при сохранении соответствующих параметров по предмету, условиям договора и ценовым категориям. Заявки для спецторгов — конкурсов, аукционов, запросов предложений — состоят из двух частей и ценового предложения, для запроса котировок — из одной части и ценового предложения.

С 2018 года по обеспечению заявки на спецторгах установлены ограничения.

Оно не может превышать 2 % от НМЦК.

В первой части заявки описывается товар поставщика, во второй части — сам поставщик. Сначала заказчик должен убедиться, что ему подходит товар и его устраивает его стоимость, уже после этого он оценивает поставщика.

В первой части нельзя указывать сведения об участнике и цене товара — такая заявка отклоняется. Это минимизирует коррупционные риски. Во второй части указываются сведения об участнике и его соответствии единым квалификационным требованиям.

223-ФЗ запрещает указывать ценовое предложение. В теле заявки поставщик дает согласие на поставку продукции в соответствии с требованиями документации. Часто также нужно указывать характеристики продукции, которую будет поставлять поставщик, и любую информацию, которую требует указать документация.

В некоторых положениях Закон № 223-ФЗ и Постановление № 1352 противоречат друг другу.

Приоритет имеют требования закона.

Если НМЦК не превышает 5 млн руб., заказчик не устанавливает требование об обеспечении заявок на участие в закупке. По общему правилу обеспечение заявок может быть до 5 % от НМЦК для обычных закупок и до 2 % от НМЦК для спецторгов.

Доступные способы обеспечения заявки:

  1. банковская гарантия;
  2. деньги;
  3. другие способы, которые предусмотрены документацией о закупке.

Для спецторгов это:

  1. внесение денежных средств на спецсчет одного из банков, утвержденных Постановлением (список банков по 44-ФЗ и 223-ФЗ совпадает);
  2. предоставление банковской гарантии.

Оператор электронной площадки гарантирует, что деньги будут целы и разблокированы по правилам закупки. Обеспечение заявки нужно вернуть не позднее, чем через 7 рабочих дней, которые отсчитываются от даты размещения итогового протокола, от даты подписания договора или решения о незаключении договора. Электронный конкурс и аукцион: в зависимости от НМЦК сбор заявок идет минимум 7-15 дней.

Запросы котировок и предложений: минимум 4 и 5 рабочих дней. Эти сроки можно увеличить, чтобы участник мог более тщательно подготовить заявку.

  • Оператор площадки направляет заявки заказчику в течение одного дня после окончания даты подачи заявок.
  • Заказчик рассматривает и оценивает заявки, составляет протокол и отправляет его оператору.
  • Заказчик ранжирует заявки, составляет и размещает итоговый протокол.
  • Заявки подаются в электронной форме оператору площадки.
  • Оператор составляет ценовые предложения и размещает информацию в ЕИС.
  • Оператор размещает протокол в ЕИС и на ЭТП.
  • Оператор размещает на ЭТП вторые части заявок с учетом квалификационного отбора, сопоставляет ценовые предложения, ранжирует их и размещает в ЕИС.
  • Заказчик проводит квалификационный отбор, рассматривает участника на соответствие единым квалификационным требованиям, ранжирует заявки, формирует и размещает протокол
  • Оператор после окончания срока подачи заявок в течение одного дня направляет заказчику первые части заявок.
  • Может включать в себя квалификационный отбор.
  • Заказчик рассматривает их, составляет протоколы и отправляет их оператору в ЕИС.
  • Добавляется элемент торга.
  • Может проводиться квалификационный отбор.
  • Торг на площадке проводится путем постепенного снижения цены.
  • Сопоставляются ценовые предложения, оператор формирует итоговые сведения о поданных предложениях.
  • Заказчик их рассматривает и оценивает, отправляет протокол оператору, оператор размещает его в ЕИС.
  • Рассматриваются и ранжируются вторые части заявок, составляется протокол.
  • Заказчик оценивает соответствие участника единым квалификационным требованиям.
  • Первые части оператор направляет заказчику.

Шаг аукциона может быть от 0,5 до 5 % от НМЦК.

Нельзя подавать ценовые предложения, которые равны нулю, больше предыдущих предложений и меньше текущего минимального ценового предложения, поданного в пределах шага (ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).

  • Заказчик рассматривает заявки, ранжирует их и составляет протокол.
  • Оператор передает вторые части заявок заказчику.
  • Заказчик и оператор обмениваются документами. Оператор сопоставляет ценовые предложения.

Возможны пять дополнительных этапов. На практике их невозможно применить одновременно, потому что законодатель ограничивает одновременное применение первого и второго этапа, и некоторые этапы взаимоисключают друг друга при проведении конкурса.

Возможные дополнительные этапы:

  1. Квалификационный отбор и сопоставление дополнительных ценовых предложений.
  2. Обсуждение с участниками закупки функциональных и качественных характеристик и условий поставки на этапе подачи заявок или в самих заявках.
  3. Рассмотрение и оценка окончательных предложений.

Для квалификационного отбора важно извещение со сроками проведения.

Также документы, которые подтверждают соответствие участника единым квалификационным требованиям. Для переторжки необходимо указание сроков проведения переторжки. Также нужно рассказать участнику о минимальном ценовом предложении, которое уже подано.

Участник может подать еще одно ценовое предложение, но оно не может быть ниже его предыдущего предложения. Если участник не хочет менять ценовое предложение, то он не подает дополнительных предложений в рамках переторжки. Заказчик при ранжировании заявки будет оценивать первоначальное ценовое предложение.

Нельзя заключать договор с участником:

  1. если сведения из декларации не соответствуют критериям МСП.
  2. если его статус субъекта малого и среднего бизнеса не подтвержден;

Договор заключается в электронной форме на площадке оператора и подписывается электронной подписью заказчика и потенциального поставщика.

Универсальная подпись для торгов с расширенными возможностями. Подойдет для работы поставщикам по 44-ФЗ, заказчикам и поставщикам — в торгах по 223-ФЗ. Если участник закупки не согласен с условиями проекта договора, он может выставить протокол разногласий.

Заказчик поменяет условия договора с учетом этого протокола или объяснит, почему проект договора должен сохраниться в первоначальной редакции. Обеспечение исполнения договора предоставляется, когда договор подписывается, но максимальное значение не может превышать 5 % от НМЦД.

Обеспечение исполнения договора можно внести деньгами, банковской гарантией или иным способом. На этапе заключения договора проговариваются сроки, условия исполнения договора, порядок заключения договора через ЭТП. Договор исполняется по нормам ГК.

Договоры по закупкам для МСП на спецторгах, общих закупках и договорах субподряда оплачиваются в течение 30 дней. Для закупок по спецторгам 30 дней отсчитываются с того момента, как подписан акт приемки-передачи между заказчиком и поставщиком или другой документ, который доказывает исполнение обязательств по договору.

Для закупок по субподряду 30 дней отсчитываются от даты, когда заказчик примет продукцию у поставщика. В пределах 30 дней заказчик должен оплатить услуги поставщика. Если заказчик отменяет закупку, оператор электронной площадки не может направлять ему заявки участников этой закупки.

Заказчик может не соблюдать требование Постановления № 1352, если:

  1. все участники не соответствуют требованиям;
  2. закупка не состоялась;
  3. срок приема заявок истек и субъекты МСП не подали ни одной заявки;
  4. все участники отозвали заявки;
  5. один участник подал заявку и признан несоответствующим требованиям закупки;
  6. заказчик нашел подходящего участника, но он решил не заключать договор.

В этом случае заказчик может перейти на закупку по общим основаниям. Такие программы должны поддерживать малый бизнес и сопровождать его на всех этапах планирования и исполнения договора.

Любые мероприятия, предусмотренные программой, должны соответствовать закону о защите конкуренции, они не предполагают серьезных преференций для участников. В программе указываются:

  1. требования к участникам программы;
  2. форма перечня;
  3. порядок формирования перечня;
  4. перечень документов, которые подтверждают соответствие участников требованиям МСП;
  5. описание информационной поддержки участников программы.

Информационная поддержка может включать в себя информацию о правилах закупки, корпоративных системах управления качеством, управлении поставками.

Финансово-правовая и методическая поддержка — это отдельный блок мероприятий, которые нужно разрабатывать осторожно, чтобы не нарушить требования Закона № 223-ФЗ и закона о защите конкуренции. Так, например, Росатом проводит форумы среди поставщиков атомной отрасли, размещает все методологические документы о закупках и материально-техническом обеспечении на сайте о тематических закупках. Похожие программы партнерства есть у РЖД и нефтегазовых компаний.

Заказчики обязаны отчитываться о закупках у субъектов МСП ежемесячно и ежегодно. Ежемесячный отчет по ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ подается до 10 числа каждого месяца включительно.

В него включается информация о договорах, заключенных среди субъектов МСП, — их количестве и общей стоимости. В отчет включаются:

  1. общее количество договоров, количество и совокупная стоимость оплат, которые пройдут по договорам в отчетном периоде, в том числе по договорам, которые были заключены ранее;
  2. cведения о заказчике (автоматически заполняется через ЕИС);
  3. общая стоимость заключенных договоров в соответствующем периоде в стоимостном выражении (учитываются договоры, которые нужно оплатить в соответствующем периоде);

Если заказчик заключил договор в 2017 году и оплачивает его в 2018, 2021 и 2021 годах, можно прибавить часть оплаты 2021 года к отчету 2021 года. Например, если в 2018 году заключен договор на 1 млн руб., то в каждом году оплата будет 300 000 — 400 000 руб.

Для отчета каждого года берется соответствующая часть.

  1. значения по общему количеству договоров, срок действия которых превышает один год и которые были заключены в предыдущих периодах.

Заказчики должны соблюдать сроки размещения информации и достигать квоты.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+