Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Как учесть усн при госконтракте

Как учесть усн при госконтракте

Уменьшение цены госконтракта на НДС: правомерно или нет?


Среди участников госзакупок встречаются компании на УСН. Как будет определяться цена контракта при победе такого участника в тендере? Будет ли цена снижена на размер налога на добавленную стоимость или нет? По Закону № 44-ФЗ, о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, уменьшение цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель торгов находится на упрощённой системе налогообложения, является незаконным.

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют положения, позволяющих заказчику в одностороннем порядке уменьшать цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, следовательно, контракт заключается по цене, предложенной победителем ( „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения»). В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.

Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков, исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению их прав. В этом случае уменьшение суммы контракта на сумму НДС является явной дискриминацией прав исполнителя, который находится на упрощённой системе налогообложения, т.к.

в своей деятельности он уплачивает НДС поставщикам в составе единого платежа (счета), при этом у него отсутствует право на его возмещение со стороны заказчика. Таким образом, у исполнителя, находящегося на упрощенной системе, обязанность уплаты НДС есть, а права на его возмещение нет. Налоговая нагрузка в данной ситуации полностью ложится на исполнителя.

При этом, обязанность уплатить НДС в бюджет прямым платежом есть ни что иное как двойное налогообложение. В отдельных случаях суды поддерживают подход, согласно которому сумма НДС признается прибылью участника закупки, ведь возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС ввиду применения упрощенной системы налогообложения законодательством не предусмотрена, так как участник не является плательщиком данного налога (; ; ). Таким образом, существует четкая позиция, согласно которой уменьшение цены контракта, заключаемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ, на размер НДС в случае победы исполнителя, который находится на упрощенной системе, является незаконным.

В случае, если закупка проводилась в порядке предусмотренном Законом № 223-ФЗ, о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, ссылки на основной довод, который применяется при рассмотрении аналогичных споров в рамках Закона № 44-ФЗ, а именно невозможность изменения цены контракта ввиду ее твердого характера, будут менее весомыми.

Так как Закон № 223-ФЗ является более гибким, то в документации могут быть предусмотрены вариативные условия. Закон № 223-ФЗ не определяет порядок и способы закупки, не регулирует вопросы заключения, изменения и расторжения договоров, а только устанавливает общие принципы и основные требования к закупкам.

Заказчики руководствуются в том числе разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке, содержащими требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров. Согласно ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. В связи с этим отметим, что ни Закон № 223-ФЗ, ни какие-либо подзаконные акты, принятые в исполнение этого федерального закона, не разъясняют, следует ли определять стоимость закупаемых товаров, работ или услуг с учетом либо без учета косвенных налогов (в данном случае НДС).

С целью определения правомерности снижения цены договора на размер НДС необходимо изучение конкурсной документации по закупке.

Как правило в Информационной карте, в Проекте договора и в Техническом задании имеется указание на то, что в случае если победитель конкурентного отбора в соответствии с законодательством РФ не признается плательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, то договор с таким победителем заключается по предложенной им цене, сниженной на сумму НДС в размере ставки, определенной в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Приведенное условие может быть расценено судом при рассмотрении спора как соответствующее ст.4 Закона № 223-ФЗ и определяющее порядок формирования цены, что лишает возможности ссылаться на согласованность твердой цены с заказчиком независимо от режима налогообложения участника.

Стоит обратить внимание на то, что участник имеет право на обращение к заказчику за разъяснениями положений конкурсной документации.

При проведении конкурентного отбора один из участников обратился с вопросом о том, каким образом указывать цену при подаче заявки. Выходит, что участнику нужно указать сумму заведомо больше той, которую он рассчитал по техническому заданию ведь в противном случае она будет снижена на размер НДС, который при подаче заявки упрощенцем не учитывался. Несмотря на наличие конкретного вопроса заказчик не смог дать на него однозначного ответа и лишь сослался на положения информационной карты.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Как отмечено в одном из судебных актов, заключение договора с ООО «ЧОП «Гэсэр» по цене, включающей в себя НДС, нарушило бы указанные принципы, поскольку предоставило бы ООО «ЧОП «Гэсэр» необоснованное преимущество перед другими участниками закупки, являющимися плательщиками НДС.

Сумма НДС в таком случае является необоснованной дополнительной прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога. Стоит отметить, что применительно к Закону № 44-ФЗ суды признают такую прибыль обоснованной. Таким образом, заказчик может ссылаться на то, что условие о снижении цены договора на размер НДС направлено на предотвращение ситуации, в которой упрощенец будет поставлен в преимущественное положение относительно других участников.

Таким образом, заказчик может ссылаться на то, что условие о снижении цены договора на размер НДС направлено на предотвращение ситуации, в которой упрощенец будет поставлен в преимущественное положение относительно других участников. В судебной практике можно встретить еще один подход, применяемый к договорам, заключенным в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ.

В постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 № 16АП-326/17 отмечено, что само по себе применение ООО «Витаминка» УСН не является безусловным основанием для исключения суммы НДС из цены предложения, поскольку в силу пункта 5 статьи 173 НК РФ общество не лишено возможности выставить администрации счет-фактуру с выделением суммы налога с последующей уплатой ее в бюджет. Оплата контракта, заключенного по результатам конкурса, должна производиться именно исходя из той цены, которая предложена заказчиком аукциона и указана в данном контракте, а данная цена, в свою очередь, формируется исходя из аукционной документации и заявки участника — победителя аукциона. При этом возможность уменьшения цены контракта на НДС при условии применения победителем конкурса УСН Закон № 223-ФЗ не предусматривает.

Следовательно, цена контракта, учитывая факт применения обществом УСН, в рассматриваемой ситуации изменяться не должна.

Таким образом, позиция указывает на возможность включения НДС в цену договора, но с оговоркой на то, что это влечет налоговые последствия для участника (например, самостоятельную уплату такого налога в бюджет). Относительно того, что цена должна уплачиваться с НДС, т.к.

вопросы налогообложения не входят в компетенцию заказчика, также неоднократно высказывались суды (). Анализ законодательства и сложившейся практики его применения приводит к выводу о том, что снижение цены контракта, заключаемого на основании Закона № 44-ФЗ, неправомерно. Относительно аналогичной ситуации при заключении договора по Закону № 223-ФЗ отсутствует четкое законодательное регулирование, а судебная практика не является единообразной.

Это свидетельствует о том, что при рассмотрении спора судом решение может быть как за включение НДС в цену, так и против. Если вы столкнулись с подобной проблемой, обратитесь к практикующему юристу, специализирующемуся на разрешении споров с сфере госзакупок, который знаком с последними изменениями законодательства и тенденциями складывающейся судебной практики.

Он оценит перспективы и возможности по изменению цены контракта в зависимости от системы налогообложения. «» :

  1. , юрист МКА «Князев и партнеры»

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Алгоритм действий при переходе организации с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения

Если организация соответствует определенным критериям, с нового года она вправе перейти с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения. Для этого не позднее 31 декабря 2016 г.

необходимо уведомить свою инспекцию о переходе на УСН (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Форма уведомления (форма N 26.2-1) утверждена Для правильного перехода организации с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения «Клерк» подготовил алгоритм. Придерживайтесь его. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (п.

2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому по товарам, работам и услугам, которые компания приобрела до перехода на УСН, но не использовала в текущей деятельности, необходимо восстановить НДС, ранее принятый к вычету (пп.

3 п. 2 и пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Налог восстанавливают в IV квартале года, предшествующего переходу на упрощенную систему налогообложения (абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). То есть организация, переходящая на УСН с 2017 г., восстанавливает НДС в IV квартале 2016 г. В этом же квартале нужно восстановить «входной» НДС по основным средствам и нематериальным активам, которые организация продолжит использовать на упрощенной системе налогообложения.
В этом же квартале нужно восстановить «входной» НДС по основным средствам и нематериальным активам, которые организация продолжит использовать на упрощенной системе налогообложения.

Сумму восстанавливаемого налога по этим активам организация определяет по формуле (абз. 2 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ): НДС к восстановлению = Сумма НДС, принятая к вычету при приобретении ОС или НМА x Остаточная стоимость ОС или НМА в бухучете на 31 декабря года, предшествующего переходу на УСН / Первоначальная стоимость ОС или НМА в бухучете. Порядок отражения восстановленной суммы НДС нормативными документами по бухгалтерскому учету не регламентирован, поэтому организации следует определить его самостоятельно и зафиксировать в учетной политике для целей бухгалтерского учета (ч.

4 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ, п. 7 ПБУ 1/2008). В зависимости от принятого организацией решения восстановленная сумма НДС может учитываться либо в составе расходов по обычным видам деятельности, либо в составе прочих расходов (п.

п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99). Это обусловлено тем, что, с одной стороны, восстанавливаемую сумму НДС можно рассматривать как расход, производимый организацией в рамках осуществляемой ею обычной деятельности, в связи с чем эта сумма может быть признана расходом по обычным видам деятельности (управленческим расходом). С другой стороны, восстановление НДС можно рассматривать как операцию, не связанную с производством и продажей продукции.

При таком подходе восстановленный НДС может квалифицироваться как прочий расход организации. Восстановление НДС может отражаться на счетах бухгалтерского учета как с предварительным использованием счета 19

«Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

, так и без использования указанного счета, т.е.

записью по дебету счета 91-2 (26) и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». В книге продаж за IV квартал года, предшествующего переходу на упрощенную систему налогообложения, организация регистрирует счета-фактуры, НДС по которым восстанавливает к уплате в бюджет (п. 14 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утв.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137). При расчете налога на прибыль сумму восстановленного НДС компания включает в прочие расходы (абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Она не вправе увеличивать на эту сумму первоначальную стоимость товаров, материалов, основных средств или нематериальных активов.

Восстановленный НДС учитывается в прочих расходах в последний год применения общего режима налогообложения (и от 27.01.2010 N 03-07-14/03). Например, если организация переходит на упрощенную систему налогообложения с 2017 г., восстановленный НДС она включает в прочие расходы за 2016 г.

Пример В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость объекта ОС, используемого для нужд управления, составляет 70 000 руб. Остаточная стоимость объекта ОС на 31 декабря года, предшествующего переходу на УСН — 50 000 руб. Сумма НДС в сумме 12 600 руб.

принята к вычету. Тогда, операцию по восстановлению НДС следует отразить следующим образом:Содержание операцийДебетКредитСумма, руб.Первичный документ В месяце восстановления НДС в связи с переходом организации на применение УСН Включен в состав управленческих расходов НДС, восстановленный с остаточной стоимости объекта ОС (50 000 x 12 600 / 70 000) 91-2 (26, 44) 68/НДС 9 000 Счет-фактура, Бухгалтерская справка-расчет При этом счет-фактура, на основании которого сумма НДС принята к вычету, регистрируется в книге продаж на сумму НДС, подлежащую восстановлению (п.

14 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Если организация до перехода на упрощенную систему налогообложения получила от покупателя аванс, на его сумму она обязана была начислить НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Этот НДС она вправе принять к вычету после отгрузки товаров покупателю или оказания ему услуг (п.

8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ). Но после перехода на упрощенную систему налогообложения организация не является плательщиком НДС (п.

2 ст. 346.11 НК РФ). То есть организация лишится права на вычет НДС с ранее полученного аванса. Чтобы этого не произошло, необходимо вернуть покупателю «авансовый» НДС (п.

5 ст. 346.25 НК РФ). Это можно сделать двумя способами.

Организация договаривается с покупателем об уменьшении цены товаров, работ или услуг на сумму НДС.

Стороны подписывают соглашение об этом.

Затем организация возвращает покупателю НДС, исчисленный с аванса. Все действия нужно проделать до начала года, с которого компания переходит на упрощенную систему налогообложения. То есть при переходе на УСН с 2017 г. — не позднее 31 декабря 2016 г. Организация принимает «авансовый» НДС к вычету в IV квартале года, предшествующего переходу на упрощенную систему налогообложения (п.

Организация принимает «авансовый» НДС к вычету в IV квартале года, предшествующего переходу на упрощенную систему налогообложения (п. 5 ст. 346.25 НК РФ). В книге покупок за этот квартал она регистрирует счет-фактуру, который составила при получении аванса от покупателя (п.

22 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Механизм и сроки те же. До 1 января года, начиная с которого компания будет применять упрощенную систему налогообложения, ей необходимо:

  1. принять к вычету НДС с суммы аванса, возвращенного покупателю (п. 5 ст. 171 НК РФ).
  2. зарегистрировать в книге покупок счет-фактуру, который организация составила при получении аванса от покупателя (п. 22 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС);
  3. перечислить покупателю всю сумму аванса, включая НДС;
  4. заключить с покупателем соглашение о возврате аванса или о расторжении договора;

Аванс от покупателя товаров (работ, услуг) получен на общем режиме налогообложения, а товары (работы, услуги) будут отгружены при применении упрощенной системы налогообложения Организация не учитывает эти авансы при расчете налога на прибыль за год, предшествующий переходу на упрощенную систему налогообложения. Но на 1 января первого года применения УСН организация включает суммы этих авансов в доходы (пп.

1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). То есть учитывает их при расчете «упрощенного» налога за I квартал этого года.Пример Организация с 2017 г.

переходит на упрощенную систему налогообложения. В 2016 г. оно работало на общем режиме налогообложения.

При расчете налога на прибыль доходы и расходы применялся метод начисления. Допустим, 30 декабря 2016 г. компания получила от покупателя аванс в счет оказания ему консультационных услуг. Эти услуги будут оказаны в феврале — марте 2017 г.

Организация не учитывает этот аванс при расчете налога на прибыль за 2016 г. Но 1 января 2017 г. компания включает сумму аванса в доходы, признаваемые на упрощенной системе налогообложения. То есть учтет эту сумму при расчете «упрощенного» налога за I квартал 2017 г.Товары (работы, услуги) отгружены на общем режиме налогообложения, а оплата поступит в период применения упрощенной системы налогообложения В этом случае выручку от реализации товаров, работ или услуг организация учитывает при расчете налога на прибыль.

Неважно, что оплата поступит, когда компания поменяет режим налогообложения. Ведь при методе начисления дата оплаты значения не имеет (п. 1 ст. 271 НК РФ). Сумму, поступившую от покупателя, организация не включает в доходы, учитываемые на упрощенной системе налогообложения (пп.

3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).Пример Организация в декабре 2016 г. оказало клиенту информационные услуги на сумму 100 000 руб. Акт об оказании услуг стороны подписали 28 декабря 2016 г.

Клиент перечислит деньги в январе 2017 г. При расчете налога на прибыль за 2016 г. Организация включает в доходы 100 000 руб.

В январе 2017 г. сумму, полученную от клиента, компания не отражает в доходах, учитываемых на упрощенной системе налогообложения. «Переходные» расходы учитывают лишь те «упрощенцы», которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы минус расходы (п.

2 ст. 346.18 НК РФ). Если организация выбрала объект налогообложения — доходы, она не может учесть никаких расходов (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Ни текущих, ни «переходных».

Здесь идет речь идет, например, о сырье и материалах, которые не были переданы в производство до перехода на упрощенную систему налогообложения.

Или о работах и услугах, акт об оказании которых будет подписан, когда организация перейдет на специальный режим. Либо об остатке прямых расходов, приходящихся на незавершенное производство. Компания вправе учесть эти расходы при расчете «упрощенного» налога (пп. 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Ведь они оплачены и относятся к периоду применения упрощенной системы налогообложения (п.
4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Ведь они оплачены и относятся к периоду применения упрощенной системы налогообложения (п.

2 ст. 346.17 НК РФ). Порядок учета «переходных» расходов зависит от их вида: Порядок учета «переходных» расходов, оплаченных на общем режиме и учтенных на упрощенной системе налогообложенияВид расходовКогда включаются в расходы на упрощенной системе налогообложения Расходы на оплату работ или услуг сторонних исполнителей На дату подписания акта о выполнении работ или оказании услуг (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 и пп. 4 п. 1 ст.

346.25 НК РФ) Стоимость сырья и материалов, которые не были переданы в производство до перехода на упрощенную систему налогообложения На дату принятия к учету (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 и пп. 4 п. 1 ст.

346.25 НК РФ) Стоимость товаров, которые не были реализованы до перехода на упрощенную систему налогообложения На дату передачи товаров покупателю (пп.

2 п. 2 ст. 346.17 и пп. 4 п. 1 ст. 346.25 НК РФ) Прямые расходы, относящиеся к незавершенному производству или остаткам нереализованной продукции На 1 января первого года применения упрощенной системы налогообложения (Письмо Минфина России от 30.10.2009 N 03-11-06/2/233) Пример Стоимость приобретенной в IV квартале оптовой партии товаров составляет 177 000 руб. (в том числе НДС 27 000 руб.).

С 1 января следующего года организация применяет УСН. В I квартале следующего года реализован товар за 250 000 руб. (без НДС), оплата от покупателя получена во II квартале.

В учете торговой организации приобретение товаров и их последующую продажу, если товары приобретены в период нахождения организации на общей системе налогообложения с применением метода начисления, а реализованы покупателю и оплачены поставщику после перехода организации на применение УСН с объектом налогообложения

«доходы, уменьшенные на величину расходов следует отразить следующим образом:Содержание операцийДебетКредитСумма,руб.ПервичныйдокументБухгалтерские записи IV кварталаПри приобретении товаров Отражена фактическая себестоимость товаров (177 000 — 27 000) 41 60 150 000 Отгрузочные документы поставщика, Акт о приемке товаров Отражен НДС, предъявленный поставщиком товаров 19 60 27 000 Счет-фактура Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком товаров 68/НДС 19 27 000 Счет-фактураПри восстановлении НДС в связи с переходом на применение УСН Восстановлен НДС по товарам, не реализованным до перехода на УСН 19 68 27 000 Счет-фактура Сумма восстановленного НДС включена в состав расходов 44 (91-2) 19 27 000 Бухгалтерская справка-расчетБухгалтерские записи I квартала текущего годаПри реализации товаров Признан доход от реализации товаров 62 90-1 250 000 Товарная накладная Списана фактическая себестоимость реализованных товаров 90-2 41 150 000 Бухгалтерская справка-расчетПри оплате товаров Оплачены товары поставщику 60 51 177 000 Выписка банка по расчетному счетуБухгалтерская запись II квартала текущего года Получена плата за товары от покупателя 51 62 250 000 Выписка банка по расчетному счетуРасходы учтены на общем режиме налогообложения, но будут оплачены после перехода на упрощенную систему налогообложения Эти расходы нельзя признать при расчете «

упрощенного» налога (пп.

5 п. 1 ст. 346.25 НК РФ). Ведь организация уже уменьшила на них налогооблагаемую базу по другому налогу — налогу на прибыль. Следовательно, эти «переходные» расходы относятся к общему режиму налогообложения. Оснований для их учета на упрощенной системе налогообложения нет.

Неважно, что их оплатили после перехода на этот специальный режим.Пример Организация в декабре 2016 г.

обратилось к услугам юридической компании. Акт об их оказании услуг на сумму 100 000 руб.

подписан 31 декабря 2016 г. С 2017 г.

Организация перешла на упрощенную систему налогообложения. Долг перед юридической фирмой будет погашен в январе 2017 г.

Организация учитывает расходы на юридические услуги в размере 100 000 руб.

при расчете налога на прибыль за 2016 г.

Повторно эти расходы при применении упрощенной системы налогообложения не учитываются. Это нужно делать только «упрощенцам» с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Организация выявляет все основные средства и нематериальные активы, которые купила до перехода на УСН и не успела полностью самортизировать.

По этим объектам компания рассчитывает остаточную стоимость на 31 декабря года, предшествующего переходу на упрощенную систему налогообложения. Она руководствуется данными налогового учета и следующей формулой (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ): Остаточная стоимость ОС или НМА = Цена приобретения (сооружения, изготовления или создания) — Сумма начисленной амортизации.

После перехода на упрощенную систему налогообложения организация включает в расходы остаточную стоимость недоамортизированных ОС и НМА (пп.

3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Порядок списания зависит от срока полезного использования объекта:Срок полезного использования недоамортизированного ОС или НМАПорядок включения остаточной стоимости в расходы До трех лет включительно Полностью в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения.

То есть ежеквартально по 25% остаточной стоимости объекта ОС или НМА Свыше трех до 15 лет включительно 50% остаточной стоимости в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения; 30% остаточной стоимости в течение второго календарного года; 20% остаточной стоимости в течение третьего календарного года Свыше 15 лет Равными долями в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения В течение года эти расходы учитываются равными долями (абз. 5 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Рекомендуем прочесть:  До участка не проходит лэп

Организация отражает их в учете на последний день каждого квартала (пп.

4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). «» : ,

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

НДС в госзакупках: Может ли Заказчик уменьшить цену контракта на сумму НДС, если вы на “упрощенке”?

10.09.2016 95291 Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега!

В последнее время в мою службу поддержки приходит достаточно большое количество вопросов связанных с уменьшением цены госконтракта на сумму НДС, если участник закупки является “упрощенцем”.

Как выяснилось это очень болезненный вопрос для многих поставщиков, которые принимают участие в .

И чтобы разом ответить на все поступившие вопросы, я решил написать на эту тему развернутую и подробную статью. (Примечание: настоящая статья актуализирована 22.02.2019 г.). НДС — это налог на добавленную стоимость, чаще всего его размер составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей и создающие дополнительную рыночную стоимость.
Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость.

Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Для лучшего понимания того, как рассчитывается НДС, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:  Для удобства расчета НДС также можно воспользоваться онлайн-калькулятором НДС — http://www.ndscalc.ru/.

При заключении контракта в рамках 44-ФЗ в лице государственного (муниципального) Заказчика выступает наше с вами Государство.

Согласно ч.1 ст.34 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. А согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о (п.2 ст.42 44-ФЗ).

По мнению Минфина, представленному в , Заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО).

То есть 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч.

4 ст. 7.30 КоАП РФ. Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете. Фактически государственный (муниципальный) Заказчик всегда должен указывать начальную (максимальную) цену контракта уже с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик не является плательщиком НДС (например, он находится на УСН), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, либо указывается “НДС не облагается”.

Ведь по общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с Заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). В такой ситуации сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки.

Этого мнения придерживается Федеральная антимонопольная служба в своем , Минфин России в , Минэкономразвития России в , а также ФНС в В говорится следующее: “…Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством Заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога…” Исходя из содержания данного письма следует, что организации или ИП, применяющие УСН, находятся в более выгодном положении, нежели участники на ОСНО.

Пример: Представьте себе такую ситуацию, поданы две заявки на участие в . Одна заявка подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 000 рублей, а вторая подана участником на ОСНО с ценой 120 000 рублей. включая НДС. Победителем запроса котировок признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, то есть участник на УСН с ценой контракта — 110 000 рублей.

Однако если бы не НДС, то цена второго участника была бы ниже, чем цена, предложенная первым участником. Без учета НДС цена второго участника составляет 100 000 рублей.

Стоит отметить, что сравнение цен без учета НДС является широко распространенной практикой среди Заказчиков, осуществляющих деятельность в соответствии с . В отражена следующая позиция: “…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…”.

В говорится следующее: “…контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере…” «В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса подлежит уплате в бюджет.

Изложенная позиция соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 4.1 постановления от 03.06.2014 N 17-П

«По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Камснаб»

. В связи с этим в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «с НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает.» Однако мнения судей с вышеприведенными решениями не совпадают.

Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г.

по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановление ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановление ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 были приняты решения в пользу Заказчика, оплатившего поставщику (подрядчику, исполнителю) работы в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В суд также встал на сторону Заказчика, который в проекте контракта указал сумму победителя электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН. Вот небольшая выдержка из этого решения: “…Постановлением Высшего арбитражного суда РФ от 21.02.2012 № ВАС — 1045/12 и п.5 ст.

173 НК РФ, установлено, что сумма НДС обязательна к уплате в соответствующий бюджет Российской Федерации в независимости от применяемой системы налогообложения. Недопустимость исключения НДС из условий контракта при его наличии в аукционной документации также поддержана Верховным судом Российской Федерации (в определении от 26.06.2015 по делу № 306-КГ-7929). Включение НДС в аукционную документацию является правом Заказчика, которое он реализовал при составлении аукционной документации…” Аналогичное решение также отражено и в .

Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения — Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013. Согласно п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком. Если контракт заключается с физическим лицом в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой контракта.

Таким образом, Заказчик оплачивает физическому лицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Этот налог перечисляется Заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу (ст.

226 НК РФ). Хочу обратить ваше внимание, что речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

  1. контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  2. корректировка Заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается.
  3. любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
  4. применение победителем аукциона “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;

Но вот мнения судей по данному вопросу диаметрально противоположные.

Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН. А другая часть становится на сторону Заказчика.

  • Если контракт подписан с НДС, не направляйте Заказчику счет-фактуру.
  • Указывайте в своей заявке, что вы находитесь на УСН и не являетесь плательщиком НДС. Дополнительно можно прикладывать к заявке Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой ФНС.
  • Если закупка уже состоялась и Заказчик прислал вам проект контракта с НДС, направьте ему протокол разногласий и попросите указать цену «Без НДС», т.к. вы находитесь на УСН.
  • Если Заказчик проводит закупку на собственные средства и указывает цену с НДС, то хорошо взвесьте все «за» и «против» участия в ней. Чаще всего для упрощенцев участие в такой закупке будет невыгодно.
  • Изучите документацию и проект контракта ДО подачи заявки. Если Заказчик прямо не указал в документации возможность заключения контракта «Без НДС», то направьте ему запрос на разъяснение положений документации, попросите уточнить этот момент и внести соответствующие изменения. Важный момент! Если закупка осуществляется Заказчиком за счет собственных, а НЕ бюджетных средств, и это прописано в проекте контракта, то требование Заказчика о заключения контракта с НДС законно. В настоящее время суды придерживаются именно этой точки зрения.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен.

Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+