Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Семейное право - Образы детей в романе преступление и наказание

Образы детей в романе преступление и наказание

Образы детей в романе преступление и наказание

Дети в романе Достоевского «Преступление и наказание»


Автор: Guru · 10.04.2019 (377 слов) На страницах романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание можно нередко встретить изображение детей. Этот образ крайне важен для автора.

По мнению Ф.М.Достоевского, ребёнок – это воплощение всего самого чистого на земле, самого искреннего. По отношению к детям автор «проверяет» своих персонажей на гуманность, на доброту и человечность. Также положение ребёнка может многое сказать о ситуации в обществе, обострить социальные проблемы.

Лизавету и Соню Мармеладову автор сравнивает с детьми, что говорит об их чуткой, ранимой душе, сострадательной и беззащитной натуре. Перед тем, как замахнуться топором, Раскольников увидел детский взгляд на лице Лизаветы. Впоследствии «детский испуг» Родион Романович разглядел на лице Соне Мармеладовой.

Она казалась ему «почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком». Душевная чистота героини проявляется в её поведении. Несмотря на то, что Соня Мармеладова переступила через нравственные законы, она сохранила веру в человека, способность к состраданию и милосердию. Отношение к детям раскрывает главного героя с другой стороны.
Отношение к детям раскрывает главного героя с другой стороны. Перед читателями предстаёт не автор жесткой теории, по которой разрешается убийство ради «высокой» цели, а ранимый, неравнодушный персонаж, который откликается помочь обездоленным.

Так, Раскольников спас юную девочку от позора. На одной из тёмных питерских улиц герой увидел, что полный человек «охотился» за беззащитным ребенком.

Он не прошел мимо, а вызвал полицейского и отправил её вместе с ним. Раскольников переживает за судьбу чужих детей. После смерти Мармеладова он первым делом беспокоится о будущем Полечки, Коленьки и Лидочки.

Раскольников видел в какой нищей обстановке они выживали. Жалость к детям, попытки помочь им характеризуют главного героя как человека с добрым сердцем, с благородными порывами души.

Описывая бедственное положение детей, Достоевский затрагивает тему несправедливости, раскрывает проблему «униженных и оскорбленных».

Питер в то время – непригодная среда обитания для подрастающего поколения.

Дети вынуждены терпеть унижения, просить милостыню, выживать в ужасных условиях, вместо того, чтобы наслаждаться беззаботным периодом своей жизни.

Достоевский Петербург – это распивочные на каждом углу, постоянные разбои, темные и страшные закоулки. Детская душа погибает в таком месте. Так, образ ребёнка – крайне важен в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Дети в произведении открывают глаза на острые социальные проблемы, заставляют задуматься об общественном устройстве. Также по отношению персонажей романа к ребенку можно увидеть их важные душевные качества. Такие, как доброта, милосердие, сострадание, неравнодушие к судьбе других людей, готовность прийти на помощь в трудный момент, жертвуя собой (Соня ради чужих детей была вынуждена пойти «по жёлтому билету»).

Метки:

  1. 09.07.2018 Автор: Guru · Published 09.07.2018
  2. 09.10.2017 Автор: Guru · Published 09.10.2017
  3. 10.04.2018 Автор: Guru · Published 10.04.2018

Следите за нами:

  1. 13 Ноя, 2022
  2. 14 Ноя, 2022
  3. 13 Ноя, 2022
  4. 14 Ноя, 2022
  5. 13 Ноя, 2022
  1. Анна написал:
  2. Алексей написал:
  3. Маргарита Гуськова написал:
  4. Ромчик написал:
  5. Анна написал:
  1. (130)
  2. (70)
  3. (45)
  4. (33)
  5. (79)
  6. (36)
  7. (48)
  8. (104)
  9. (5)
  10. (19)
  11. (78)
  12. (21)
  13. (18)
  14. (119)
  15. (32)
  16. (32)
  17. (86)
  18. (76)
  19. (36)
  20. (26)
  21. (19)
  22. (146)
  23. (17)
  24. (82)
  25. (69)
  26. (93)
  27. (19)
  28. (57)
  29. (112)
  30. (21)
  31. (15)
  32. (123)
  33. (21)
  34. (133)
  35. (172)
  36. (201)
  37. (119)
  38. (25)
  39. (20)
  40. (147)
  41. (40)
  42. (46)
  43. (47)
  44. (34)
  45. (131)
  46. (24)
  47. (12)

Ещё

«Дети на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание» Яковлев Стас 11а Яковлев Стас 11а Бедно то детство, что приносится в жертву зрелым годам.

— презентация

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация.

Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. сети. Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо. Кнопки: Назад Скачать презентацию Идет загрузка презентации.

Пожалуйста, подождите

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователем Получить код презентации Скачать Показать еще «Дети на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание» Яковлев Стас 11а Яковлев Стас 11а Бедно то детство, что приносится в жертву зрелым годам.

«Слушай, если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чём тут дети, скажи мне, пожалуйста? Совсем непонятно, для чего были должны страдать и они и зачем им покупать страданиями гармонию? Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка…» «Братья Карамазовы» Дети Катерины Ивановны Невеста Свидригайлова Девочка-утопленница Пьяная девочка Маленький Раскольников С помощью детей писатель показывает нам, что Мармеладов, причинявший столько горя и боли своей семье, всё-таки думал о жене и детях: он какое-то время пытался не пить.

Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка…» «Братья Карамазовы» Дети Катерины Ивановны Невеста Свидригайлова Девочка-утопленница Пьяная девочка Маленький Раскольников С помощью детей писатель показывает нам, что Мармеладов, причинявший столько горя и боли своей семье, всё-таки думал о жене и детях: он какое-то время пытался не пить. Героя раздавило повозкой, он умирает.

В кармане у Мармеладова нашли пряник, который нёс детям.

« …в кармане у него пряничного петушка нашли: мёртво-пьяный идёт, а про детей помнит»

.

Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван.

Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили.

Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею, как спичка, рукой.

Она, кажется, унимала его, что- то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике. Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.

Николай Васильевич Шелгунов Соня Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы?

Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. Беззащитный, беспомощный человек со своей детской и наивной душой.

Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорблённое обидой, ужаснувшею и удивившею это молодое детское, сознание, залившею незаслуженным стыдом её ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…» Девочка-утопленница Эта девочка олицетворяет всех тех, кто чище, невиннее, светлее других в этом мире и потому слабее, и потому над ними издеваются, мучают и губят все те, кто моральных принципов не имеет вовсе. Свидригайлов – безбожник, он называет сам себе грешником: «Да что вы в добродетель-то всем дышлом въехали?

Пощадите, батюшка, я человек грешный. Хе-хе-хе ». «Детей я вообще люблю, я очень люблю детей».

«обнимает меня обеими ручонками, целует и клянётся, что она будет мне послушною, доброй и благодетельной женой, что она сделает меня счастливым…»

— рассказывал Свидригайлов Раскольникову, он-то оставался таким же развратным человеком, просто она не понимала этого; он бы погубил её душу.

Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков — лицемерие родителей и теряют к ним уважение. Лев Николаевич Толстой В детстве Раскольников (именно тогда, когда закладываются основы нравственности и добродетели), был близок к Богу, то есть олицетворял собой образ того непорочного и невинного ребёнка, какими были и глухонемая утопленница, и дети Катерины Ивановны.

Душа Раскольникова уже в детском возрасте протестует против преступления, против жестокости и против самоутверждения человека за счёт других, а Миколка именно хотел похвалиться своей силой, своей могущественностью: «…Не трожь!

Моё добро! Что хочу, то и делаю. Садись ещё! Все садись! Хочу, чтоб непременно вскачь пошла!.» «Дети – образ Христов «Сих есть царствие Божие». Он велит их чтить и любить…» «Вспомни, милый, как еще в детстве своём, при жизни твоего отца,ты лепетал молитвы свои у меня на коленях, и как мы все тогда были счастливы!» Раскольников Родион Романович / l Ссылки: Еще похожие презентации в нашем архиве: Подбираем похожую презентацию.

Он велит их чтить и любить…» «Вспомни, милый, как еще в детстве своём, при жизни твоего отца,ты лепетал молитвы свои у меня на коленях, и как мы все тогда были счастливы!» Раскольников Родион Романович / l Ссылки: Еще похожие презентации в нашем архиве: Подбираем похожую презентацию.

© 2022 MyShared Inc.

All rights reserved. Искать

Образы детей и их роль в романе Достоевского Преступление и наказание

» » «Слушай, если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чём тут дети, скажи мне, пожалуйста?

Совсем непонятно, для чего были должны страдать и они и зачем им покупать страданиями гармонию?

Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка…» Иван Карамазов, «Братья Карамазовы». Система персонажей романа «Преступление и наказание» включает в себя большое количество действующих лиц, обладающих своим характером, положением и ролью в романе. Родион Раскольников является главным героем; Соня, Дуня, Пульхерия Александровна, Свидригайлов, Лужин также являются заметными и потому понятными нам персонажами.

Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше. Среди всех второстепенных героев следует выделить детей, влияние собирательного образа которых мы можем проследить на протяжении всего романа: это и дети Катерины Ивановны, и невеста Свидригайлова, и девочка-утопленница, которая снится ему во сне, это и пьяная девочка, встретившаяся Раскольникову на бульваре — все эти герои не могут остаться без внимания, потому что, несмотря на их небольшое участие в развитии действия в романе, они играют важную роль, как и вся тема ребёнка и детства.

Рассмотрим образ детей Катерины Ивановны.

О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым. Отцом детей был первый муж Катерины Ивановны, пехотный офицер, с которым она убежала из дома. Когда муж умер, Катерина Ивановна осталась одна с тремя малолетними детьми.

«Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского.

Муж…в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер…. И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далёком и зверском…» У Катерины Ивановны было две дочери: Полечка и Лена — и сын Коля. Так их описывает Ф.М.Достоевский:

«старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике»

(Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля).

Дети были плохо одеты: Полечка была одета в

«ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен»

, и «худенькую разодранную всюду рубашонку», Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна. Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы:

«…Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает»

. В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского:

«безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,… угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза»

.

Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон. Она пожертвовала собой ради других.

«И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену»

.

Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: «Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница!», «…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении». Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.

Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому. А если бы Сонина жизнь была другой, то Ф.М.Достоевский не смог бы осуществить своего замысла, не смог бы показать нам, что, будучи погружённою в порок, Соня сохранила свою душу чистой, потому что спасалась верой в Бога.

«Да скажи же мне, наконец,… как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?»

— спрашивал её Раскольников.

Здесь Соня – ребёнок, беззащитный, беспомощный человек со своей детской и наивной душой, который, казалось бы, погибнет, находясь в губительной атмосфере порока, но Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу.

«Что ж бы я без бога-то была?» Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом. Поэтому мы видим, что образ детей был необходим писателю для раскрытия образа Сони и достижения своего замысла. Дети Катерины Ивановны сыграли свою определённую роль в судьбе каждого из основных персонажей произведения.

С помощью образа детей писатель показывает нам, что Мармеладов, причинявший столько горя и боли своей семье, всё-таки думал о жене и детях, и это заключалось в том, что он хоть какое-то время пытался не пить. Когда его раздавило повозкой, и он умер, в кармане у него нашли пряник, который он нёс детям:

« …в кармане у него пряничного петушка нашли: мёртво-пьяный идёт, а про детей помнит»

. Таким образом, писатель использует образ детей, чтобы показать нам, что в душе Мармеладова, человека, причинявшего горе себе самому и своей семье, жили ещё любовь, забота и сострадание.

Поэтому мы не можем рассматривать проявление душевных качеств отставного чиновника только как сугубо отрицательное. Образ же Свидригайлова становится только ещё более загадочным и непонятным, когда мы видим, что пошлый, развратный человек, для которого не существует нравственных законов, совершает благородный поступок и тратит свои деньги на то, чтобы устроить детей Катерины Ивановны в пансион. И здесь писатель снова вплетает в ткань романа образ детей.

Но даже такой благородный поступок не может затмить собой все грехи Свидригайлова.

На протяжении всего романа мы можем видеть всё самое низкое в нём, в его душе, все худшие качества: жестокость, эгоизм, способность перешагнуть через человека для удовлетворения своих интересов, в том числе способность на убийство (своей жены, Марфы Петровны, потому что, судя по всему, можно сказать, что Свидригайлов убил свою жену, выдав за апоплексичный удар), вся низость натуры Свидригайлова проявляется в эпизоде с Дунечкой, когда она тайно встречалась с ним в последний раз, для того, чтобы узнать о брате. « Разве возможно то, что вы пишете?

Вы намекаете на преступление, совершённое будто бы братом.

.Вы обещали доказать: говорите же!» — негодует Дуня. Свидригайлов привёл Дуню к себе, запер дверь и начал целовать и обнимать её, но затем открыл дверь, поняв, что Дуня ненавидит его и никогда не полюбит. Это было тяжёлым испытанием для Дуни, но она, по крайней мере, знала, что за человек Свидригайлов, и если бы не любовь к брату, никогда бы не пошла к этому человеку.

Это доказывают Дунины слова: «Вот мы уже поворотили за угол, теперь нас брат не увидит. Объявляю вам, что я не пойду с вами дальше». Но ещё более раскрывает всю глубину разврата, в которой погрязла душа Свидригайлова, история с глухонемой племянницей мелкой процентщицы, приятельницы Свидригайлова, немки Ресслих.

В Петербурге ходил слух, что девочка покончила жизнь самоубийством из-за того, что была жестоко оскорблена Свидригайловым.

Хотя он сам всё отрицает, но в ночь перед самоубийством ему снится сон: «…а посреди залы, на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб.

Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нём девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора руками. Но распущенные волосы её, волосы светлой блондинки, были мокры; венок из роз обвивал её голову.

Строгий и уже окостенелый профиль её лица был тоже как бы выточен из мрамора, но улыбка на бледных губах её была полна какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалобы. Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажжённых свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв.

Эта девочка была самоубийца-утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорблённое обидой, ужаснувшею и удивившею этот молодое детское, сознание, залившею незаслуженным стыдом её ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…» Свидригайлов с его вседозволенностью, с полным отсутствием каких бы то ни было моральных принципов и нравственных идеалов, посягнул на самое святое, по мнению Достоевского – на душу ребёнка. Этим эпизодом и, особенно, сном, писатель хотел показать на примере Свидригайлова (именно на примере, потому что, хотя Аркадий Иванович имеет конкретное имя, это собирательный образ многих десятков похожих Свидригайловых – таких же безнравственных и развратных людей), что такие аморальные люди, действуя лишь во благо своих (почти всегда гнусных) интересов, губят невинные души.

В образе девочки здесь заключен образ всех тех, кто чище, невиннее, светлее всех других в этом мире и потому слабее, и потому над ним издеваются, мучают и губят его все те, кто моральных принципов не имеет вовсе. Можно только порадоваться за невесту Свидригайлова, что их свадьба не состоялась.

Потому что, несмотря на то, что девочка по-своему полюбила своего жениха (

« Ушли все на минуту, мы с нею как есть одни остались, вдруг бросается мне на шею (сама, в первый раз), обнимает меня обеими ручонками, целует и клянётся, что она будет мне послушною, доброй и благодетельной женой, что она сделает меня счастливым…»

— рассказывал Свидригайлов Раскольникову), он-то оставался таким же развратным человеком, просто она не понимала этого; он бы погубил её душу.

Эта проблема – безнравственности и духовной чистоты также занимала Достоевского, но он понимал, что люди, подобные Свидригайлову, будут всегда, недаром же словно подтверждением тому, что более слабых, образ которых олицетворяют дети, ребёнок, и дальше будут мучить и губить их души, служит хохот Свидригайлова: «Детей я вообще люблю, я очень люблю детей». Свидригайлов – безбожник, он называет сам себе грешником: «Да что вы в добродетель-то всем дышлом въехали? Пощадите, батюшка, я человек грешный.

Хе-хе-хе ». Но он говорит это не всерьёз, он смеётся. Хотя Свидригайлов признаёт свои грехи, он и не думает что-то менять в своём поведении, он не верит в Бога, и тем страшнее для нас его образ.

Свидригайлов предстаёт в образа дьявола – он губит невинные души.

Но мы видим, что человек, отошедший от Бога, не только не счастлив, он сам мучается от такой жизни, он сам страдает, не имея духовно-нравственных ориентиров и не осознавая, что они необходимы.

Свидригайлов, потерявший связь со всем нравственным, живший в грехе и перед смертью берёт на себя страшный грех – он убивает себя. Достоевский последовательно доказывает нам, что человек, не верящий в Бога, отошедший от него, не сможет жить. Об этом же нам говорил писатель и устами Сони.

Общая тема детей и детства широко раскрыта и в образе Родиона Раскольникова. Даже Разумихин для доказательства наличия в душе друга лучших качеств особенно «напирает» на такие эпизоды из его жизни, как: спасение детей из горящего дома, отдача всех последних денег Катерине Ивановне и её детям. В этом проявляется его стремление помочь «униженным и оскорблённым», то есть тем людям, которых он хотел осчастливить с помощью денег старухи-ростовщицы Алёны Ивановны.

Именно сострадание и боль за «униженных, оскорблённых» и несчастных (их собирательный образ олицетворяет зверски убиваемая беззащитная лошадь) мы видим во сне Раскольникова. Он беспомощен в образе ребёнка во сне и в этом видит свою беспомощность и в реальном жестоком мире.

Ещё одно значение сна Родиона Раскольникова заключается в том, что мы понимаем, что душа Раскольникова уже в детском возрасте (ведь он видит себя ребёнком) протестует против преступления, против жестокости и против самоутверждения человека за счёт других, а Миколка именно хотел похвалиться своей силой, своей могущественностью: «…Не трожь! Моё добро! Что хочу, то и делаю. Садись ещё! Все садись! Хочу, чтоб непременно вскачь пошла!.» Фамилия Раскольникова говорящая.

Его душа расколота отсутствием веры в Бога на две половины. Это доказывают его слова. Он говорит: «Да, может, и бога-то совсем нет». В одной и вызревает его теория о «тварях дрожащих и право имеющих», идея проверки себя, попытка почувствовать себя «Наполеоном».

Вторая половина – словно душа другого человека, сострадающего и помогающего «униженным и оскорблённым», протестующего против несправедливого устройства общества, мечтающего совершить тысячи добрых дел. Не случайно главный герой совершает столько добрых дел: качества вторая половина его души с лучшими качествами – добротой, жалостью, состраданием – имеет над ним власть.

Вопрос веры в Бога постоянно встает перед ним. Мы можем видеть, что в детстве Раскольников (именно тогда, когда закладываются основы нравственности и добродетели), был близок к Богу, то есть олицетворял собой образ того непорочного и невинного ребёнка, какими были и глухонемая утопленница, и дети Катерины Ивановны.

Мы читаем об этом в письме Пульхерии Александровны: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего?

Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своём, при жизни твоего отца ты лепетал молитвы свои у меня на коленях, и как мы все тогда были счастливы!».

Раскольников и сам понимает, что ребёнок близок к богу, что сам он был близок, а принимая во внимание его слова: «Дети – образ Христов «Сих есть царствие Божие». Он велит их чтить и любить…» — и всё вышесказанное о том, что образ детей полон чистоты, невинности, непорочности, мы можем с уверенностью сказать, что мысль Достоевского заключается именно в том, что «Дети – образ Христов». Стоит здесь вспомнить и Лизавету с её по-детски испуганным в тот момент, когда Раскольников занёс над ней топор, лицом, выражение которого постоянно, на протяжении всего романа вспоминается главному герою:

« …губы её перекосились, так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать»

; он даже замечает сходство в выражении лиц Сони и Лизаветы – двух глубоко верующих девушек: « …он смотрел на неё [Соню] и вдруг, в её лице, как бы увидел лицо Лизаветы.

Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперёд руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперёд ручонку, готовятся заплакать.

Почти то же самое случилось теперь и с Соней…».

Достоевский показывает детский испуг на лицах Сони и Лизаветы не случайно. Обе эти девушки спасаются религией, верой в бога: Соня от ужасной порочной атмосферы, в которой ей приходится находиться; а Лизавета – от запугиваний и побоев сестры.

Писатель ещё раз подтверждает свою мысль, что ребёнок близок к богу. Помимо того, что ребёнок-« образ Христов» в широком смысле понимания образа, ребёнок по Достоевскому – это ещё и носитель всего чистого, нравственного, доброго, что заложено в человеке с детства, чьи надежды, представления и идеалы безжалостно попираются, и это приводит в дальнейшем к развитию личности негармоничной, это приводит к развитию таких теорий, как теория Раскольникова.

Поэтому образ ребёнка – это ещё и образ беззащитного человека с его идеалами, нравственными стремлениями; личности, которая слаба перед воздействием безжалостного несовершенного мира и жестокого уродливого общества, где моральные ценности попираются, а во главе стоят такие «дельцы» как Лужин, которых интересуют только деньги, выгода и карьера.

Это мы можем заключить из того, что Иисус Христос имеет двойственную натуру: он есть сын бога, сошедший с неба, в этом проявляется его божественная натура, но он имел человеческий облик, принял на себя человеческие грехи и страдания за них, поэтому мы можем сказать, что образом Христа является не только сам ребёнок как символ духовной нравственности и чистоты, небесной святости, но и земной человек, нравственные идеалы которого попираются в атмосфере порока. В душной страшной атмосфере Петербурга беззащитные души людей уродуются, всё самое лучшее и нравственное в них заглушается, развитие пресекается на корню.

Но даже у Раскольникова появляется надежда на духовное возрождение.

Оно начинается, когда он берёт крест у Сони. Тогда он не придаёт этому значения, не верит, что он ему может чем-то помочь – ведь он винит себя только за ошибку:

«Крестов, что ли, мне в самом деле от неё понадобилось?»

Но потом Родион сам просит у Сони Евангелие. И хотя их обоих – и Соню, и Раскольникова — воскресила любовь: «Любовь воскресила их» — говорит Достоевский, именно вера в бога не дала погибнуть Сониной душе, которая и спасла Раскольникова.

Необходимость веры в бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения образ ребёнка. Научная работа по литературе

«Образы детей и их роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: ученица 10 «в» класса МОУ «Гимназия №9» Морозова Мария Научный руководитель: Куликова Л.А.

2002 год Список использованной литературы:

  • Каким быть человеку? Обречен ли он на мучительное раздвоение, на духовное и житейское прозябание, или в силах преодолеть все и стать победителем? Герои Достоевского пытаются решить эту проблему, стремясь вырваться из противоречивого круговорота жизни.
  • «Человек есть тайна»,- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе «Преступление и наказание» глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.
  • На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель»
  • «Преступление и наказание» Достоевского. Две идеи – бунт и смирение. Путь Сони Мармеладовой. Причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой.
  • Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными личностями» , ставящими себя выше нравственных законов общества.
  • Федор Михайлович Достоевский трепетно, бережно и искренне относится к своим героям. Описывая женщин и детей, он, как лакмусовой бумажкой, проверяет общество на гуманное, справедливое отношение к слабым и обездоленным.
  • Дети — беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни.
  • Герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах.
  • Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.
  • В статье «Забитые люди» Н. А. Добролюбов писал: «В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке…».
  • «Тpагедия Раскольникова». В центpе pомана Ф.Д.Достоевского «Пpестyпление и наказание» хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпле.
  • В двойниках Раскольникова снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя.
  • Действительно, «Преступление и наказание» можно было бы назвать «Униженные и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не была теория Раскольникова и расплата за нее.
  • Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.
  • Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления».
  • Озеров Ю.А. «Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», г. Москва, изд-во «Дом», 1995 г.
    • Протест против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством.
    • Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах «двойниках» — Свидригайлова и Лужина.
    • Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите .
    • «Тpагедия Раскольникова». В центpе pомана Ф.Д.Достоевского «Пpестyпление и наказание» хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночица, бедного стyдента Родиона Раскольникова. Раскольников совеpшает пpестyпле.
    • «Человек есть тайна»,- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе «Преступление и наказание» глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.
    • Семья Мармсладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением.
    • Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном.
    • В двойниках Раскольникова снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя.
    • Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в веру.
    • Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления».
    • Федор Михайлович Достоевский трепетно, бережно и искренне относится к своим героям. Описывая женщин и детей, он, как лакмусовой бумажкой, проверяет общество на гуманное, справедливое отношение к слабым и обездоленным.
    • В статье «Забитые люди» Н. А. Добролюбов писал: «В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке…».
    • Действительно, «Преступление и наказание» можно было бы назвать «Униженные и оскорбленные», если бы не было другого романа, и если бы основной идеей не была теория Раскольникова и расплата за нее.
    • На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель»
    • Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными личностями» , ставящими себя выше нравственных законов общества.
    • Каким быть человеку? Обречен ли он на мучительное раздвоение, на духовное и житейское прозябание, или в силах преодолеть все и стать победителем? Герои Достоевского пытаются решить эту проблему, стремясь вырваться из противоречивого круговорота жизни.
    • «Преступление и наказание» Достоевского. Две идеи – бунт и смирение. Путь Сони Мармеладовой. Причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой.
    • Вступление. Система образов в романе Достоевского «Преступление и наказание». Детство Раскольникова. Истоки его теории. Соня Мармеладова – вечный ребенок. Другие образы детей в романе. Обретение своего ребенка.
    • Герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах.
    • Дети — беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни.
    • Copyright © 2010 — 2022 Xreferat.com.

      Все права защищены.

  • Вступление. Система образов в романе Достоевского «Преступление и наказание». Детство Раскольникова. Истоки его теории.

    Соня Мармеладова – вечный ребенок. Другие образы детей в романе.

    Обретение своего ребенка.

  • Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах «двойниках» — Свидригайлова и Лужина.
  • Copyright © 2010 — 2022 Xreferat.com.

    Все права защищены.

  • Роман Ф.

    М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом содействуют признанию главного героя в содеянном.

  • Протест против социальной несправедливости – традиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством.

  • Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», г. Москва, изд-во «Правда», 1982 г.
  • Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

    Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание».

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+