Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Трудовое право - Сокращение численности госслужащих

Сокращение численности госслужащих

Сокращение численности госслужащих

Насколько возможно и нужно сегодня сокращать госаппарат?


Журнал «Огонёк» от 25.05.2020, стр. 14 Власть ищет пути сокращения расходов.

Один из возможных вариантов — уменьшение числа чиновников всех рангов и мастей. Недавно эта тема была вновь поднята в дискуссии о возможности укрупнения ряда российских регионов.

Масла в огонь подлил и глава ЛДПР Владимир Жириновский, предложивший подойти к проблеме радикально — сократить численность региональных парламентов, Госдумы, а Совет Федерации вообще упразднить. Беседовала Светлана Сухова Насколько возможно и нужно сегодня сокращать госаппарат, «Огонек» поинтересовался у директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрея Яковлева. — Андрей Александрович, коронавирус и обвал нефтяных цен — серьезный удар.

Власть не в состоянии спасти всех и вся, но чиновников явно решено не трогать. А между тем еще весной 2021 года Минфин объявил о намерении сократить в нынешнем году 10 процентов штатов центральных аппаратов федеральных ведомств (подробнее см. «Огонек» за 2021 год). Процесс успели запустить?

–– В начале марта на заседании правительства России прошлогодние цифры по сокращению госаппарата были озвучены и были даны поручения ведомствам. Но затем с развитием кризиса стало очевидно, что власти в ближайшие месяцы будет не до сокращения госслужащих. Правительство можно понять: в кризис проводить какие-либо сокращения любых штатных единиц — не самая лучшая идея в условиях растущей безработицы.

Увеличивать последнюю за счет госсектора — плохое решение как с экономической, так и с политической точки зрения. Вспомните кризис 12-летней давности: ни в 2008-м, ни в 2009-м мы не наблюдали сокращений госаппарата. Напротив, в бюджетном секторе было повышение зарплаты.

Какие-то сокращения начались лишь в 2010 году — одновременно с сокращением дотаций регионам.

Так что к озвученным выше планам Минфина правительство вернется, но, скорее, в будущем году, когда потребуется секвестировать бюджет.

–– Но ведь логично сокращать траты на содержание целой армии чиновников как раз в кризис?

––Тут все немного сложнее. Если взять официальные цифры, то чиновников в России из расчета на 100 тысяч населения примерно столько же, сколько и на Западе. Иными словами, особой количественной разницы нет. Но есть качественная: там чиновники выполняют функции, понятные гражданам и бизнесу.

В России же качество госуслуг, предоставляемых в обмен на налоги, иное.

Скажем прямо — более низкое. То есть проблема не в количестве чиновников, а в том, как работает госаппарат и каково в целом качество госуправления.

Госаппарат можно и нужно оптимизировать, но надо понимать, что только от того, что чиновников станет меньше, всем остальным лучше и проще жить не станет.

–– Не ждет ли нас хождение по инстанциям и невиданная бумажная волокита после отмены карантина из-за стремления чиновников продемонстрировать свою значимость? –– Парадокс в том, что это нас ждет не в будущем, это уже происходит. Сегодня госаппарат уже занят сверх всякой меры.

Недавно один губернатор назвал мне цифру запросов, полученных им из разных федеральных ведомств только за одну неделю,— их было больше 150!

И по всем этим «запросам из центра» областное правительство должно дать ответы в оперативном режиме.

В результате в этом и во многих других регионах местные чиновники заняты подготовкой ответов на такие запросы, вместо того чтобы заниматься своими прямыми обязанностями: работой с предприятиями, населением, с учреждениями здравоохранения и социальной сферы.

Бюрократическая машина сама себя воспроизводит. Речь не только о численности аппарата, который после любого сокращения в России через 3–4 года восстанавливается в прежнем объеме. Речь и о воспроизводстве функций: нормативные акты, создаваемые чиновниками, порождают необходимость в их исполнении и в контроле за их исполнением, не говоря уже о наказании за неисполнение.

Процесс зацикливается: больше предписаний — больше контроля и новых предписаний. Весь вопрос в том, нужны ли все эти функции, которыми наделены сегодня российские чиновники разных уровней?

–– И каков ответ? –– Адекватный ответ на этот вопрос могут дать только «внешние силы». Указать на избыточность функций госаппарата может, например, оппозиция, заточенная на то, чтобы отыскивать слабые места во властном монолите.

Ей в этом могут помочь независимые СМИ, проводящие расследования.

Отчасти с этой задачей могут справиться НКО и профсоюзы, если они также независимы и сильны. Вся суть в том, чтобы между обществом и государством существовала система обратной связи. В противном случае в стране возникает некое «окукливание» бюрократического аппарата.

Проблема в том, что в России за последние 20 лет все стандартные механизмы, которые могут препятствовать разрастанию чиновничьего аппарата, оказались «свернуты». А реакцию на рост госаппарата проявляет разве что Минфин: и то только потому, что по долгу службы он обязан контролировать расходы бюджета. Но банальное сокращение чиновничьего «поголовья» — на 10 или 15 процентов — проблемы, как уже было сказано, не решает.

Вопрос в том, какие из функций, которые выполняет сейчас бюрократический аппарат, действительно нужны, а какие избыточны. И как поднять качество исполнения тех функций, которые нужны. Но сами чиновники не могут ответить на эти вопросы.

–– В экспертном сообществе часто приходится слышать, что чиновники — социальная база власти, долго и тщательно ею выстраиваемая. Согласны ли вы с такой оценкой? –– С одной стороны, все так. Именно благодаря бюрократическому аппарату с начала 2000-х власть обеспечивала для себя контроль над происходящим.

–– С одной стороны, все так. Именно благодаря бюрократическому аппарату с начала 2000-х власть обеспечивала для себя контроль над происходящим. А само привилегированное «сословие» стало неуловимо похоже на партийно-государственную номенклатуру времен Брежнева. Но такая система может работать, пока у государства много денег, в противном случае она дает сбой.

Проблема еще и в том, что подобная система не приемлет инициативы с мест. Вспомните, как в середине и второй половине 2000-х харизматические «политические тяжеловесы» во главе регионов уступили свои кресла безликим, но при этом лояльным и подконтрольным центру «технократам», обеспечивавшим нужные цифры на выборах любого уровня.

И пока федеральная власть была в состоянии «заливать» любую проблему деньгами, все шло более или менее гладко. Но уже после кризиса 2008–2009 годов, политических событий 2011–2012 годов и особенно после 2014 года изменилась среда.

Зримо ужесточились бюджетные ограничения, и центр стал требовать от губернаторов не только лояльности, но и результатов деятельности, усилив давление на бюрократическую элиту через борьбу с коррупцией, включая аресты губернаторов и министров. Это привело к заметному внутреннему напряжению в бюрократической среде.

Это привело к заметному внутреннему напряжению в бюрократической среде.

Как итог: в последние 2–3 года Кремлю стало сложно подбирать кандидатуры на руководство субъектами Федерации. Мне рассказывали, например, про одного из губернаторов, что он — «седьмой», потому что шестеро до него отказались от предложения возглавить регион. И их можно понять: перспективы карьеры — туманные, а вот риски вполне очевидны.

Аналогичные проблемы прослеживаются сегодня на всех уровнях и во всех ветвях власти, когда речь идет о позициях, предполагающих принятие решений и ответственность. –– И все равно от желающих порулить нет отбоя.

–– Правда, но все чаще шестеро отказываются. И в итоге все чаще вакансии в регионах закрываются только потому, что человека ставят перед «предложением, от которого нельзя отказаться», потому что иначе для него вообще закроются все возможности на госслужбе.

На федеральном уровне есть отличия, поскольку реальной ответственности тут меньше, а полномочий и денег — больше.

Но в регионах сегодня ответственность огромная при отсутствии адекватных полномочий и финансовых ресурсов. Я все это к тому, что, сделав из бюрократии социальную базу и опору в начале 2000-х, власть сегодня ее сама разрушает, порождая в госаппарате (особенно региональном) колоссальное напряжение и неуверенность. –– Зачем же пилить сук, на котором сидишь?

–– Я бы сказал, что здесь скорее срабатывает логика «негативного отбора» внутри самой бюрократической системы. На смену фигурам типа Алексея Кудрина или Германа Грефа (как бы кто к ним ни относился, но как министры они были способны на самостоятельные и активные действия) во многом пришли исполнители, которые способны действовать в рамках поставленных перед ними конкретных задач, но не генерируют новые идеи. –– Так, может, оно и к лучшему?

–– Это не так, без инициативы нет никакого развития, в том числе и в системе госуправления. Несколько лет назад я уже задавался вопросом, зачем люди идут на госслужбу, и выделил три фактора или причины.

Во-первых, госслужба это «непыльное», спокойное и хорошо оплачиваемое место с социальными гарантиями.

С такой мотивацией в госаппарат приходит большинство, но общую картину определяют другие — те, кто на госслужбе видит для себя возможности проявления инициативы. И вот здесь возникает развилка — эта инициатива может быть во благо для общества или же она может преследовать сугубо частные меркантильные интересы (типа «распила» бюджетных средств). Хотя в общественном мнении доминирует представление о тотальной коррупции в нашем госаппарате, в действительности это не так, просто потому что подавляющее большинство чиновников не имеют доступа к принятию решений о распределении средств.

По сути, речь идет только о тех, кто принимает такие решения и кто для занятия своей должности до того, как правило, должен был продемонстрировать инициативу и результаты деятельности. В Китае, например, чтобы подняться по карьерной лестнице партийно-государственного аппарата, нужно продемонстрировать весомые результаты на нижних ступенях, прежде всего в регионах.

При этом понятие «успешный опыт работы» имеет весьма четкие признаки: темпы экономического роста, цифры привлеченных инвестиций — частных и иностранных. Конечно, для успешной карьеры работают еще политические факторы и личные связи — их никто не отменял, но главное — результаты работы на предыдущем месте.

В Китае человека со связями, который ничего не достиг, никто не будет продвигать наверх. Тем самым задается понятная система карьерного продвижения: если я добиваюсь таких-то и таких-то результатов, я могу рассчитывать на дальнейший рост по службе. И одновременно есть жесткие санкции за нарушения действующих правил.

–– В России правила отсутствуют, а риски попасться невелики? –– Парадокс в ином. Мы с коллегами пять лет назад проводили сравнительное исследование карьерного роста глав регионов в Китае и России.

Мы рассматривали период 1999–2012 годов, и на этом отрезке пост губернатора оказывался тупиковым в карьере отечественного чиновника. На тот момент главы российских регионов пребывали у власти куда дольше их китайских визави, но по окончании службы в лучшем случае оказывались на пенсии или в Совете Федерации, а бывало, что попали за решетку или даже пускались в бега. Лишь единицы получали повышение — приглашение на работу в федеральные органы власти.

Но когда человек видит, что его нынешний пост — это карьерный тупик, то он и ведет себя соответствующе — как временщик, собирая «ренту» с территории. Недавно мы повторили это исследование. Итоги еще не подвели, но можно сказать, что бюрократическая система в России стала меняться.

–– И что же в ней изменилось?

–– Как я уже говорил, после 2012 года жестче стали бюджетные ограничения и выросли требования к госаппарату, потому что у центральной власти уже нет тех ресурсов, которые были в 2000-е годы.

На этом фоне можно было ожидать, что в системе госуправления заработают «социальные лифты».

Мы видим примеры такого рода — когда конкретного человека назначают в регион и при наличии результатов возвращают в Москву на хорошую должность в федеральной системе власти.

Такой логике, например, соответствовали карьерные перемещения нынешнего главы Минэкономразвития Максима Решетникова. Также в новом правительстве стало больше выходцев из губернаторского корпуса. Тем не менее, в отличие от Китая, понятной и внятной системы «кнута и пряника» для отечественного чиновника так и не появилось: по-прежнему отсутствуют критерии успешности, нет понятных карьерных траекторий.

–– Велика ли «армия» российских чиновников?

–– Последние официальные данные, заявленные первым замглавы Минфина Татьяной Нестеренко, относятся к осени прошлого года.

Более свежих цифр пока нет. Согласно Нестеренко, на 1 июля 2021 года в отечественной системе госуправления работало 2,4 млн человек: 603 тысячи из которых — федеральные гражданские служащие, 252 тысячи — гражданские служащие регионов и еще 395 тысяч — муниципальные служащие. В сумме получается 1,25 млн — это те, кто является по статусу чиновниками и подпадает под закон о госслужбе.

Помимо них в системе госуправления работает еще 1,1 млн человек, которые де-юре не являются госслужащими. Есть и другая цифра: на 10 тысяч населения России приходится 163 чиновника (без учета структур ФСБ, ФСО и т.п.). –– Владимир Жириновский предложил упразднить Совфед и вдвое уменьшить число депутатов всех уровней.

Это актуально? –– На мой взгляд, предложения Жириновского — чистой воды популизм. Депутаты заксобраний со всеми секретарями и помощниками — чуть ли не самая малочисленная группа в российском госаппарате, да и депутатов Госдумы на фоне гигантского аппарата федеральных органов исполнительной власти не так уж и много. Так что реальной экономии средств предложенные действия не принесут.

Рекомендуем прочесть:  Подрядные работы в строительстве

Основная численность госаппарата — это сотрудники территориальных органов федеральных ведомств.

Именно за счет них в каждом регионе на одного регионального чиновника приходится по три федеральных. –– А если сокращать не депутатов, а госаппараты федеральных органов власти? Под предлогом объединения регионов, например… ––Объединение регионов — это отдельный сложный вопрос, и те сокращения, которые могут произойти в результате этого, погоды не сделают.

Под предлогом объединения регионов, например… ––Объединение регионов — это отдельный сложный вопрос, и те сокращения, которые могут произойти в результате этого, погоды не сделают. –– До кризиса средств в «частном секторе» — у граждан и компаний — было больше, чем в госсекторе.

А как сейчас? –– Все осталось по-прежнему.

На 1 апреля вклады и депозиты физических лиц в банковской системе страны составили 31,6 трлн рублей. На депозитах юридических лиц — 19,3 трлн (мы говорим не про остатки на текущих счетах, а именно про депозиты). Между тем как сбережения государства, аккумулированные в Фонде национального благосостояния (ФНБ),— это 12,9 трлн рублей.

То есть 51 трлн против примерно 13 трлн. Вывод: у частных компаний и граждан денег в 4 раза больше, чем у государства. И если мы хотим развиваться, надо находить способы для того, чтобы средства фирм и домохозяйств не лежали на депозитах, а использовались для инвестиций.

–– Шесть лет назад вы говорили «Огоньку» ( за 2014 год) о важности диалога между властью и бизнесом для определения функций госаппарата.

До нынешнего кризиса разговоров не возникло, но остался ли интерес? ––Нужда есть, нет реальных каналов и возможностей.

Ведь для диалога нужны организации, не зависящие от власти.

Их нет, потому что такие структуры, как и всякие другие, не могут существовать на чистом энтузиазме, им нужны ресурсы. Бизнес обладает ресурсами, но он стал осторожен после того, как его «равноудалили» еще в начале 2000-х.

Других ресурсов не осталось. Примеры того, как власть наказывает непокорных, также не способствовали активизации диалога. 20 лет назад у российской элиты была общая идея — сделать Россию экономически независимой и восстановить уважение к нашей стране в мире.

При этом российская элита однозначно хотела войти в глобальный «элитный клуб» и стремилась к интеграции России в глобальный миропорядок. Реализация этих идей опиралась на построение модели госкапитализма, чем-то напоминавшей опыт Южной Кореи 1960–1970-х годов. На фоне высоких цен на нефть в 2000-е эта модель более или менее работала.

Но после кризиса 2008–2009 годов стало очевидно, что условия изменились.

«арабская весна» 2011 года подлила масла в огонь и напугала: у российской элиты возник страх того, что любая либерализация — это шаг в направлении смуты. В ответ на эти страхи началось «закручивание гаек» — с охотой на «иностранных агентов» и подавлением оппозиции.

А затем последовал 2014 год — когда мы однозначно противопоставили себя Западу.

Но при этом власть не предложила ни элитам, ни обществу никакой альтернативной модели.

В итоге у элит и общества исчезло видение будущего, без которого не бывает стимулов к развитию. В этом контексте текущий кризис при всей его тяжести, возможно, станет для элит поводом для того, чтобы наконец задуматься о будущем страны и своем собственном, как это произошло в 1999 году после финансового краха в августе 1998 года.

В этом контексте текущий кризис при всей его тяжести, возможно, станет для элит поводом для того, чтобы наконец задуматься о будущем страны и своем собственном, как это произошло в 1999 году после финансового краха в августе 1998 года.

Напомню, что одним из первых решений Владимира Путина как премьер-министра в сентябре 1999 года стал запуск процесса разработки Стратегии-2010, которая потом стала более известна как «программа Грефа».

Появление нового долгосрочного плана развития страны, учитывающего изменившиеся реалии окружающего мира и интересы ключевых игроков на стороне государства, бизнеса и общества, сегодня было бы гораздо важнее, чем сокращение числа чиновников: больше их или меньше — сегодня не так уж и важно.

  1. подписка подписка

PDF-версия Самое важное в канале Коммерсантъ в

К чему приведет масштабное сокращение госслужащих?


23 сентября 2021В прессе появились новости о том, что в 2021-2021 годах пройдет массовое сокращение государственных служащих.

Так называемая «административная гильотина».

В 2021 году численность работников уменьшится на 10%, в 2021 — на 15%. Оставшимся работать чиновникам зарплаты доведут до конкурентоспособного уровня.

А теперь хочу поделиться своим мнением по этому поводу. Во-первых, зарплаты многим госслужащим повышать действительно нужно, так как уровень их низкий. Вообще в этой сфере есть очень большой перекос с оплатой труда.

В некоторых государственных учреждениях очень высокие зарплаты (в силовых структурах, в органах Федерального Управления).

И одновременно с этим, например, работники архивов, статистики, районных администраций получают копеечную зарплату.

Получается, что в основном хорошо живут чиновники только в Москве, а в регионах они выживают. Кстати, про зарплаты бюджетников в Москве и регионах можно прочитать в статье: С одной стороны, сокращение госаппарата — это хорошо.

Но давайте представим себя на месте сокращённых людей.

Куда они пойдут работать? Им нужно будет переучиваться, получать другую специальность, ведь работа на государственной службе довольно специфическая — свои формы отчётности, специализированные компьютерные программы, которые используются только в конкретном госучреждении и больше нигде. Конечно, человек приспособится ко всему, если будет нужно.

И чтобы прокормить себя и семью, бывший чиновник пойдет работать в другую сферу. Но возникает вопрос: а найдется ли работа?

За москвичей и жителей крупных городов я не переживаю — они без работы не останутся. Что-нибудь, пусть неквалифицированное, они найти смогут. А куда деваться жителям села и маленьких городов?

Рабочие места там распределены между государственными организациями и магазинами, производства практически нет. Этим людям ничего не останется делать, как ехать на работу сами угадайте куда. Правильно, в Москву. Или на Север вахтой. Почему-то не верится, что государство займётся трудоустройством сокращённых работников госучреждений.

Почему-то не верится, что государство займётся трудоустройством сокращённых работников госучреждений. Вывод хочется сделать такой: сама идея сокращения госаппарата совсем даже не плоха, а даже и полезна для страны.

Только вот наше Правительство как обычно поступает необдуманно. Для того, чтобы проводить эту реформу, создайте сначала новые рабочие места, помогите со строительством небольших производственных, перерабатывающих предприятий в регионах страны. Тогда люди не будут ехать к вам в столицу на заработки.

Но про это речь пока не идёт, а значит, улучшения уровня жизни ждать не стоит.Если статья была полезна — поставьте лайк, поддержите комментарием! Для автора это лучшая награда!

Модернизация аппарата: в Минфине рассказали о планах по сокращению числа чиновников

Российское правительство пока не приняло окончательного решения об уменьшении количества чиновников.

Об этом сообщил пресс-секретарь премьер-министра РФ Олег Осипов.

«Заявление Минфина России о сокращении численности госслужащих преждевременно, правительство не принимало окончательного решения»

, — заявил Осипов.Ранее первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко рассказала, что российские власти намерены с 2021 года начать значительное сокращение числа государственных служащих. Она подчеркнула, что этот шаг позволит ощутимо повысить уровень зарплат остальных чиновников.«Экономия не самоцель реформы, очевидно.

Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь», — сказала Нестеренко в интервью РИА Новости.Она пояснила, что, если отказаться от сокращения штата, то государство сможет поднимать зарплаты , либо необходимо будет выделять из бюджета дополнительно порядка 100 млрд рублей ежегодно.Само сокращение, по словам замминистра, будет проходить в два этапа.

Так, в 2021 году число чиновников будет уменьшено на 10% в федеральных структурах и на 5% в территориальных, а в 2021-м в регионах сокращение дойдёт до 15%, сказала Нестеренко.

Как она подчеркнула, это будет происходить «автоматически».На втором же этапе планируется изменение структуры госаппарата, что само по себе приведёт к сокращению числа государственных служащих, рассказала замглавы Минфина. Так, например, территориальные подразделения министерств и ведомств будут укрупнены и преобразованы в филиалы без юридического лица, сообщила Нестеренко.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности»

, — пояснила она.Отметим, что по итогам 2018 года, по данным Росстата, средняя зарплата сотрудников федеральных органов власти выросла на 5,4% при уровне инфляции 4,2%. В среднем по России зарплаты выросли за этот же период на 9,9%.По словам Нестеренко, на данный момент в России насчитывается 2,4 млн работников государственных и муниципальных органов, то есть 163 на 10 тыс.

человек. Это около 3,3% от всех занятых в экономике.Однако непосредственно чиновников из этого числа значительно меньше.«Суммарная доля государственных гражданских и муниципальных служащих в численности занятого населения России составляет сейчас около 1,7%​​​.

По данным на 1 июля, в стране порядка 855 тыс. государственных гражданских служащих.

Из них 603 тыс. человек — федеральные гражданские служащие, 252 тыс.

— гражданские служащие регионов.

В органах местного самоуправления работают еще 395 тыс. муниципальных служащих», — сказала она.

  1. © Рамиль Ситдиков
  2. РИА Новости

Нестеренко в марте уже рассказывала в общих чертах о планах по сокращению числа чиновников.

Тогда она сообщила, что эту инициативу и при президенте, и при правительстве.«Мы примерно оценили этот конкурентный уровень (зарплат. — RT) в системе государственной службы, обсудили это и на комиссии по государственному управлению при президенте, и в правительстве, — сказала она.

— Главная позиция реформы системы оплаты труда госслужащих — поднять постоянную часть оплаты труда, чтобы она была 60% от ФОТ (фонд оплаты труда.

— RT) и только 40% — стимулирующая. Сейчас эта «пирамида» перевёрнута».Глава Минфина и первый вице-премьер Антон Силуанов, в свою очередь, отметил, что уже с 2021 года планируется сокращение.«Мы уже реализуем ваш посыл.

В следующем году будем сокращать», — подчеркнул Силуанов.При этом глава Сбербанка Герман Греф выразил надежду, что речь идёт об изменении модели государственного аппарата, а не о простом сокращении числа служащих.«Нужно поменять модель, тогда машина будет эффективной и сможет делать потрясающие вещи. Нам нужны другие чиновники, », — считает Греф.Стоит отметить, что работа над улучшением системы государственного управления ведётся. Так, в конце июля правительство по развитию системы гражданской службы в России.

«План включает 14 позиций, которыми, в частности, предусматривается совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы, стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной деятельности, развитие системы государственных гарантий для госслужащих»

, — говорится в пояснительной записке к документу.

Инициатива, о которой рассказала Нестеренко, актуальна для России, считает зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.

«Дело в том, что уже с понятной периодичностью возникают идеи как региональные, так и на федеральном уровне — оптимизировать количество чиновников с целью не только увеличения зарплаты, сохранив фонд оплаты труда, но и для снижения административного давления, различных барьеров»

, — сказал он RT.Депутат подчеркнул, что в России неоднократно проводились сокращения числа чиновников, однако речь идёт об определённом цикле: после уменьшения числа госслужащих за счёт неэффективных сотрудников или ненужных должностей спустя некоторое время появлялась необходимость в найме новых людей или организации новых, востребованных специальностей.«Я считаю, что без такой цикличности чиновничий аппарат разрастётся до невероятной степени, и сейчас пришло время нового цикла, когда можно будет избавиться в рамках реформы от тех неэффективных чиновников, которые бюрократическими уловками достаточно плотно закрепились и комфортно себя чувствуют», — пояснил Гутенёв.В экспертном сообществе также положительно оценивают эту инициативу. Заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им.

Г.В. Плеханова Андрей Кошкин в разговоре с RT отметил, что это откроет возможности для новых подходов к модернизации госаппарата.«Мне кажется, что направление выбрано своевременно, — сказал он. — Это не значит, что вся управленческая система вдруг внезапно заработает на 100% эффективности — будет продолжаться поиск новых приёмов, которые бы позволили улучшить нашу систему управления. Начало, на мой взгляд, будет весьма оптимистичным, и к тому же сегодня новаторские идеи, связанные с управлением, конечно, будут в определённой степени снимать социальное напряжение, которое возникает на почве, на мой взгляд, чрезмерных нападок на чиновников и на сотрудников аппаратов».

Сократить и приумножить

Российские власти приступят к повсеместному сокращению числа госслужащих.

Об этом в интервью РИА Новости рассказала на днях замминистра финансов Татьяна Нестеренко. По ее словам, с 2021 года в России начнется реформа в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению госаппарата и повышению зарплат оставшихся. Если этого не сделать, сказала замминистра, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексироваться только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно 100 млрд рублей в год из бюджета.

«Экономия не самоцель реформы, — сказала Нестеренко. — Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь».С 2021 года в России начнется реформа в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению госаппаратаСокращение госаппарата предполагается провести в два этапа.

Сначала, в 2021 году, уменьшить численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти на 10 процентов, территориальных — на 5, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.На втором этапе планируется структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств будут преобразованы в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

«То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности»

, — пояснила Нестеренко.Российский госаппарат «оптимизируется» как минимум с 2010 года. С тех пор едва ли не каждый год происходит сокращение армии чиновников с ее последующим, а то и одномоментным пополнением.

В 2010 году было запланировано сократить число чиновников на 20 процентов.Однако, по данным Росстата, на конец 2013 года на службе в федеральных государственных органах состояло более 793 тысяч человек — лишь на 8 процентов меньше, чем на начало 2010- го. В 2017 году расходы на оплату труда федеральных госслужащих были предусмотрены в объеме 95,85 млрд рублей, в 2018-2019 годах — по 96,9 млрд рублей ежегодно.Центр стратегических разработок предлагает до 2024 года сократить почти на треть госаппарат и расходы на него. Если сейчас 148 чиновников обслуживают 10 тысяч населения, то после сокращения их количество снизится до 103 на 10 тысяч.

При этом стоимость госуправления тоже упадет: с нынешних 2844 рублей в год на гражданина — до 1990 рублей. По замыслу специалистов ЦСР, сокращение будет поэтапным и завершится к 2024 году.

Одновременно будет происходить перевод ряда управленческих функций в цифровой формат.В конце концов неважно, сколько в России чиновников.

Важно другое — качество государственных услуг, предоставляемых населениюРоссийский государственный аппарат имеет свойство прирастать сокращением.

Каждый очередной секвестр его неминуемо отзывается скорым приростом.

Считается, что сокращение аппарата должно повлечь за собой сокращение расходов на него.

Но зарплаты госслужащих не подчиняются этой логике. Государство на себе не экономит.Между тем Россия отнюдь не лидирует в мире по числу гражданских госслужащих.

Их даже в разы меньше, чем в некоторых европейских странах.Но, по оценкам экспертов, у нас явно избыточен силовой аппарат. «Таким образом, с точки зрения мирового опыта различного рода силовиков сокращать можно фронтально, — считает экономист Дмитрий Некрасов. — А столь популярное у нас общее сокращение численности гражданских чиновников в России вряд ли целесообразно».По данным Росстата, в стране сегодня насчитывается почти 50 тысяч чиновников федерального уровня и около 1,5 миллиона — на уровне регионов.

Из них 81,7 процента работают в органах исполнительной власти, 14,9 процента — в судах и прокуратуре, 2,1 процента — в законодательных органах, 1,1 процента — в других государственных структурах.За счет чего будет сокращаться госаппарат и, соответственно, расходы на него, пока нет полной ясности.

В общих чертах выполнение этой задачи Министерству труда и социальной защиты видится так: частично перераспределить функции и полномочия государственных органов, исключить их дублирование, а также провести оптимизацию численности госслужащих. Для понимания, кто нужен, а кто не нужен в том или ином ведомстве, считают в Минтруде, следует проводить мониторинг служебной деятельности каждого чиновника, а затем составлять новое штатное расписание. Потребность в том или ином количестве сотрудников должна оцениваться исходя из того, в каких направлениях осуществляет свою деятельность данный орган власти, каковы трудозатраты на выполнение им конкретных задач и каков общий показатель трудоемкости.Готова ли российская бюрократия самореформироваться — вот вопрос.

Ведь в конце концов неважно, сколько в России чиновников.

Важно другое — качество государственных услуг, предоставляемых населению.

Речь не только о сокращении армии чиновников.

Речь о повышении эффективности власти. Власть Позиция Колонка Валерия Выжутовича

Минфин объявил о сокращении госслужащих начиная с 2021 года

С 2021 года в России начнется реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к сокращению числа госслужащих и повышению зарплат оставшихся, в интервью РИА Новости первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа. Сначала численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на 10%, территориальных органов — на 5%, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15%.На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности.

На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.По ее словам, если не произвести сокращение, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно 100 миллиардов рублей в год из бюджета.“Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.Отметим так, что 19 сентября госслужащих на 4,3%.В конце июня президент подписал указ «».

Одним из основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2021–2021 годы названы внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий; ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.Правительству необходимо до 1 января 2021 года обеспечить функционирование на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих; завершить мероприятия по переходу к использованию федеральными государственными органами в кадровой работе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы.Сколько в России госслужащих По , в России на 10 тысяч населения приходится 163 работника государственных и муниципальных органов власти – тех, кого принято относить к чиновникам, это 3,3% от всех занятых в экономике, при этом только половина из них исполняет властные полномочия, занимая должность государственного служащего.Суммарная доля государственных гражданских и муниципальных служащих в численности занятого населения России составляет сейчас около 1,7%. По данным на 1 июля, в стране порядка 855 тысяч государственных гражданских служащих.

Из них 603 тысячи человек — федеральные гражданские служащие, 252 тысячи — гражданские служащие регионов.

В органах местного самоуправления работают еще 395 тысячи муниципальных служащих.К “чиновникам” у нас принято относить не только государственных гражданских и муниципальных служащих, но и всех работников государственных и муниципальных органов. Их около 2,4 миллиона человек.Получается, на 10 тысяч населения России приходится 163 “чиновника”. Это 3,3% от численности занятых в экономике.Обновлено 23 сентября 13.30 мск.

Позже в понедельник пресс-секретарь Дмитрия Медведева преждевременными заявления о сокращении госсектора. “Заявление коллег из Министерства финансов РФ несколько преждевременно. Никаких окончательных решений по реформированию госслужбы, сокращению количества госслужащих и повышению зарплат в госсекторе на данный момент нет”, – сказал Осипов.

Он пояснил, что “сейчас идет обсуждение разных концепций и подходов к реформированию”. Следите за нашим , чтобы не пропускать самое важное!

  1. ТЕГИ

Кто попадет под сокращение госслужащих в 2021 — 2021гг.?

25 сентября 2021 В России планируется сокращение государственных служащих.

В основном реформа коснется должностей бухгалтера и экономиста в мэриях и муниципалитетах. Но есть и хорошие новости. Зарплаты у оставшихся госслужащих вырастут, но работы прибавится.Согласно уже озвученным планам Правительства РФ, ожидается сокращение госслужащих в России в 2021 году.

Данные обстоятельства приведут к ситуации повышение размеров заработной платы.Заработная плата части мелких чиновников, как считают в Минфине, неконкурентоспособна.

Для увеличения размера оплаты труда до соответствующего уровню развития экономики необходимы ежегодные поступления из бюджета в размере 100 миллиардов рублей, а их гарантировать никто не может.Кто попадет под сокращение госслужащих:· на первом этапе (в 2021 году) произойдет увольнение 10% сотрудников федеральных органов исполнительной власти и 5% сотрудников территориальных органов исполнительной власти;· на втором (в 2021 году) сократят еще 5% работников территориальных органов исполнительной власти.За счет этого планируется довести окладную часть заработка чиновников до 60% Фонда оплаты труда (в настоящее время она составляет только 40%, остальная часть дохода складывается за счет премий и иных аналогичных выплат, носящих непостоянный характер).Минфин рассчитывает провести централизацию и автоматизацию многих ведомств, в частности, исполняющих технические функции.

На той же комиссии при Президенте и Правительстве обсуждался перевод ряда Министерств на бухгалтерское обслуживание в Казначейство. Кроме того, планируется цифровизация государственного управления.Таким образом, планируется не только просто сокращение штатов, а целая реформа государственного управления, в ходе которой произойдет его структурное совершенствование, по мысли Минфина. Очевидно, что сотрудник упраздняемых ведомств, в том числе, бухгалтерии, технических отделов, занимающихся документооборотом, организационными вопросами первыми попадут под угрозу сокращения.Выплаты при сокращенииКак и все работники, принятые в штат по трудовому договору и оформленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, государственные служащие имеют определенные гарантии при увольнении по сокращению штата.Сокращение госслужащих в 2021 году: выплаты и компенсации (по действующему в данный момент законодательству):· заработок за время, которое сотрудник отработал до момента прекращения контракта;· компенсация за неотгулянный отпуск;· выходное пособие в соответствии со ст.

178 ТК РФ.Выходное пособие выплачивается в следующем порядке:· единовременно в размере среднего заработка непосредственно при расторжении договора;· в течение двух месяцев трудоустройства в аналогичном размере.Последняя выплата именуется в законодательстве сохранением среднего заработка на время трудоустройства, она может быть продлена и на третий месяц, но только в исключительных случаях и по решению органа службы занятости.Кроме того, есть гарантии и в ходе самого процесса сокращения: так, например, работники должны быть заблаговременно уведомлены о соответствующем решении и строго под роспись. Прекратить взаимоотношения с работодателем сотрудник может и до истечения срока уведомления, получив размер среднего заработка до даты расторжения договора по плану.Согласно последним заявлением членов Правительства, к 2021 году будет уволен каждый десятый сотрудник исполнительных органов власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

Надо сокращать не 20, а хотя бы 50 процентов чиновников!

Колонка редакции

23 сентября 2021Министерство финансов сообщило, что с 2021 года планирует запустить масштабное сокращение госслужащих.

При этом под «масштабным» сокращением подразумевается всего 15-20%.

Тогда как количество чиновников в стране необходимо уменьшать в разы!С 2021 года в России планируют запустить реформу в сфере государственного управления. Предполагается, что она приведет к уменьшению «армии» чиновников. Одна из заявленных целей – повышение зарплат госслужащих.

Сокращение государственного аппарата планируется проводиться в два этапа. В 2021 году численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти сократят на 10%, территориальных органов — на 5%, а к 2021 году этот показатель в регионах достигнет 15%. Затем запланировано структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности.Стоит отметить, что все это касается лишь федеральных чиновников.

Но ведь реформа требуется и на региональном, и на муниципальном уровне… К сожалению, пока об этом ничего не говорится.Справка ЧС-ИНФО:Всего в России по итогам 2018 года насчитывается 991 600 государственных гражданских и муниципальных служащих.

398 898 служащих трудятся в теруправлениях федеральных структур, 165 995 человек — в органах исполнительной власти регионов и 285 538 человек — в мэриях, райадминистрациях и сельсоветах.Для сравнения, наибольшего уровня численность управленцев в Советском Союзе без учета партийного аппарата достигала в 1985 году, составив 2,03 миллиона человек.

То есть в СССР было всего 73 госслужащих на 10 тысяч человек.

В России это соотношение — примерно 102 чиновника на 10 тыс. человек.Очевидно, что сокращение чиновников назревает в стране давно.

Но совсем не в тех масштабах, и не по тем причинам, о которых сейчас говорит Министерство финансов!Прежде всего, сейчас стоит понять, что засилье чиновников – это одна из главных проблем современной России. Ведь именно сеть бюрократии и многоступенчатых согласований душит развитие страны…Сокращение госслужащих ради повышения им зарплаты – это изначально неверный посыл.

Их необходимо сокращать, но для того, чтобы убрать преграды развитию страны, которые они создают.Множество уникальных инициатив были загублены из-за необходимости многоступенчатых согласований, которые могут длиться годами.

Поэтому задача должна состоять не в том, чтобы сократить несколько процентов. А в том, чтобы сократить количество чиновников в разы!Количество чиновников необходимо сокращать в разы!Несколько лет назад были упразднены городские управления здравоохранения. Остались федеральное и региональные министерства.

То есть из цепи было удалено целое звено, и… ничего не изменилось!

Система здравоохранения продолжила функционировать, а где-то даже стала лучше.Так нужно поступать со всеми сферами управления. Не просто сокращать вакансии и пустые должности, как это делалось уже несколько раз. А упразднять целые уровни, все лишние промежуточные звенья, все дополнительные надстройки.

И тогда многие жизненно-важные для страны процессы значительно ускорятся.Пока же создается ощущение, что очередная реформа планируется лишь для галочки, просто чтобы создать видимость деятельности.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+