Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Защита прав потребителей - Статья браконьерство ук

Статья браконьерство ук

Статья браконьерство ук

Статья 258 УК РФ. Незаконная охота


Незаконная охота – особое преступление, направленное не столько против здоровья человека, сколько против природы. Ответственность в этом случае налагается в рамках Уголовного Кодекса, особенно если причиненный ущерб признан крупным. Однако, чтобы та или иная мера наказания была назначена, деяние необходимо квалифицировать именно как охоту на животных и птиц, проведенную без соблюдения закона и наличия соответствующего допуска.

Здесь главную роль играет состав правонарушения и его виды.

Суть такого преступления, как незаконная охота (браконьерство), прямо вытекает из самого понятия «охота». Под последней понимают довольно специфический вид деятельности, заключающийся в поиске, выслеживании, добыче природных ресурсов.

В конкретном случае – птиц и животных. В РФ допускается охота различных типов. Промысловая, спортивная, любительская, а также с научно-исследовательской целью.

Однако поскольку в каком-то смысле охота подразумевает один из вариантов использования животного мира, то бесконтрольные действия людей в этом случае недопустимы. Иначе количество представителей флоры и фауны начнет неумолимо сокращаться, что приведет к существенным экологическим потерям, если не к катастрофе.

Соответственно охотничья деятельность регулируется законом, что предполагает определенные рамки и правила, на основе которых разрешается действовать человеку. В частности, на федеральном уровне устанавливаются допустимые виды охоты, а также параметры, в соответствии с которыми их можно осуществлять на конкретной территории. Например, охотник обязан действовать на основе соблюдения следующих норм:

  • оформить разрешение на добычу природных ресурсов (умерщвление птиц и животных).
  • получить допуск к ношению/хранению охотничьего оружия;
  • обладать действующим охотничьим билетом;
  • пройти регистрацию в охотхозяйственном реестре;

Последний документ во многом определяет законность деятельности охотника.

В разрешении фиксируются такие сведения:

  1. вид охотнической деятельности.
  2. срок, в течение которого можно производить добычу природного ресурса;
  3. территория, в границах которой разрешено охотиться;
  4. количество добываемых ресурсов;
  5. информация о пользователе документа;

Документ, разрешающий добычу животных и птиц, действителен только в те временные рамки и в том месте, что в нем обозначены. И вот как раз несоблюдение указанных правил либо установленных параметров охоты трактуется как нелегальная деятельность.

Причем если деяние будет квалифицировано должным образом, то факт свершенного преступления станет очевидным.

В этом случае в силу вступят положения Уголовного Кодекса, на основе которых виновнику назначат соответствующее наказание.

Чтобы привлечь человека к ответственности за браконьерство, потребуется доказать сам факт наличия преступных действий, нарушающих закон. Квалификация охоты именно как противоправного деяния предполагает оценку признаков конкретного нарушения и выявление соответствия между ними.

В случае незаконной охоты состав преступления заключается в следующих моментах:

  • Объект противозаконного деяния – общественные отношения, направленные на охрану природного мира, его флору и фауну, а также связанные с сохранностью представителей последних.
  • Предмет преступления – животные и птицы, пребывающие в естественной среде обитания и не зависящие от человека.
  • Субъект преступления – любое физическое лицо, возраст которого превысил 16 лет. Обязательное условие – вменяемость, дееспособность, адекватность виновника.
  • Субъективная сторона характеризуется наличием умысла. Иначе говоря, виновник на момент охоты должен полностью осознавать свои действия, желать их продолжения, отчетливо понимая, что подобное поведение незаконно.
  • Объективная сторона состоит в грубейшем несоблюдении правил охоты и сопутствующих законодательных норм. Подобные действия способны нанести крупный ущерб и спровоцировать нарушение экологического баланса, сократив численность популяций птиц и животных. Обычно под такими нарушениями подразумевают отсутствие разрешения на охоту, умерщвление животных в запрещенных зонах, использование механических средств передвижения при охоте, а также добычу птиц и зверей, на уничтожение которых наложен запрет.

Деяние считается свершенным с момента начала ведения поиска, выслеживания либо преследования объекта.

Причем не имеет значения, был ли добыт зверь или птица – преступление, так или иначе, признается оконченным. В этом случае говорят о формальности нарушения. Здесь ответственность наступает вне зависимости от результата охотничьей деятельности.

Если идет речь о преступлении, повлекшем за собой крупный ущерб, то его завершенность зависит от факта умерщвления животного. Например, охота на лося или благородного оленя с летальным исходом последнего, будет признана деянием с нанесением вреда в крупном размере. Итоговая сумма причиненного ущерба определяется судом.

Если рассматривать более подробно, то можно выделить отдельные виды незаконной охоты, встречающиеся на территории страны и квалифицируемые как преступная деятельность. Нелегальная охота может выражаться в следующем:

  • Добыча природного ресурса в запрещенные сроки. В частности, в то время, когда подобная деятельность запрещена в принципе.
  • Добыча зверя или птицы, сверх нормы, указанной в разрешении.
  • Охота на породы, не внесенные в разрешение.
  • Добыча животных и птиц на запрещенной территории. Сюда входят — заповедники, зеленые зоны вблизи населенных пунктов, промзоны, заказники, территории вблизи транспортных путей.
  • Ведение охоты без права на таковую. Если человек не зарегистрировался в охотхозяйственном реестре и не получил соответствующий билет, то добыча им животных либо птиц будет незаконна по умолчанию. То же самое относится к иностранным гражданам. Правда вместо регистрации таким лицам требуется заключить соглашение об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. Билет охотника иностранным подданным не полагается.
  • Охота не в тех территориальных зонах, что обозначены в разрешении.
  • Охота в зонах экологических бедствий либо на площадях, где зафиксированы чрезвычайные экологические ситуации.
  • Отсутствие документально оформленного разрешения (удостоверения) на ведение охоты. Именно этот документ регулирует возможности охотника, устанавливая пределы допустимой деятельности.
  • Применение запрещенных орудий либо способов охоты. Например, при добыче птиц и зверей не допускается использование газов либо взрывчатки, потому как подобное чревато нанесением вреда, как здоровью граждан, так и окружающей среде в виде массового уничтожения зверей. Вдобавок не допускается использование пневматического оружия, не разрешается стрельба в момент пребывания в механическом транспортном средстве – автомобиль, мотоцикл, катер (в момент движения), воздушное судно и прочее.
  • Умерщвление ценных животных и птиц, внесенных в Красную Книгу. Например, полностью исключается охота на зубра, пятнистого оленя, снежного барса, леопарда, аиста, фламинго.

Если же задержанный охотник имеет при себе просроченное разрешение либо документ, полученный на незаконном основании, то его деятельность будет приравнена к отсутствию такой бумаги, проще говоря, признана нелегальной.

Чтобы иметь представление о серьезности преступления, необходимо понимать, как наказывают за незаконную охоту по статье 258 УК РФ.

Санкции в этом случае могут быть различны. Варианты зависят от квалифицирующих признаков, сопутствующих противоправному деянию. Для того чтобы виновнику назначили меру наказания, должен быть доказан факт свершения следующих действий:

  1. преследование и умерщвление природных ресурсов, в отношении которых действует запрет на охоту;
  2. браконьерство в запретных зонах.
  3. использование при охоте механического транспорта, газов, химических веществ и применение иных способов для уничтожения животных и птиц;
  4. причинение вреда в крупном размере – более 40 тыс. рублей;

Согласно пункту 1 параграфа 258 УК санкции таковы:

  • утрата свободы на 2 года максимум.
  • штрафное взыскание, размер которого не может превысить 500 тыс.

    рублей (может быть заменено суммой заработка виновника за период не более 2 лет);

  • исправительный труд – 2 года, но не более;

Если вышеперечисленные действия совершены должностным лицом, группой лиц по ранее проведенному сговору, организованной группировкой либо с причинением особо крупного ущерба, то наказание будет таким:

  1. заключение на срок от 3 до 5 лет с отзывом права занимать ряд должностей и осуществлять отдельные виды деятельности на 3 года максимум (либо без лишения осужденного такого права).
  2. штраф – от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей (допускается замена на сумму совокупного дохода, осужденного за 3-5 лет);

Под особо крупным ущербом в этом случае понимают вред, нанесенный на сумму более 120 тыс.

рублей. Важно понимать, что охотничья деятельность трактуется как незаконное деяние только при обнаружении соответствующих признаков — крупный ущерб, использование механического средства, применение химических веществ, охота на запрещенной территории и прочее.

Наказание при наличии этих условий может быть довольно жестким, например, заключение в соответствующее учреждение.

В ином же случае поведение нарушителя рассматривается как административный проступок. При таких обстоятельствах санкции устанавливаются в соответствии с параграфом 8.37 КоАП РФ.

То есть, виновника обязывают к выплате штрафа, а также в отношении него может быть проведена конфискация оружия либо его лишат права на охоту на определенный срок.

Статья 258. Незаконная охота

1. Незаконная охота, если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным — сто двадцать тысяч рублей.

Комментарий к ст.

258 УК РФ Объект преступления — отношения по охране и рациональному использованию диких животных. Федеральный закон от 22 марта 1995 г.

N 52-ФЗ «О животном мире» устанавливает, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются этим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На эти акты необходима ссылка при решении вопроса об уголовной ответственности в каждом конкретном случае.

——————————— СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462. К таким актам, помимо Закона «О животном мире», прежде всего относятся: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , содержащий общие положения; ЛК РФ (ст. ст. 36, 37), Постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г.

ст. 36, 37), Постановление Правительства РФ от 26 июля 1993 г.

N 728

«О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации»

; Приказ Минсельхоза России от 24 декабря 1993 г. N 315 «О предоставлении права на охоту» ; правила охоты, содержащиеся в законодательстве и иных нормативных актах субъектов РФ. ——————————— СЗ РФ.

2002. N 2. Ст. 133. САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2991. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1994. N 5; 1998. N 18; 1999. N 10.

Предмет преступления составляют дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенные на свободу в целях разведения.

Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14

«О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»

), а отстрел или иное умерщвление таких зверей и птиц — как умышленное уничтожение чужого имущества (см.

комментарий к ст. ст. 167, 168 УК РФ). ——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1. Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

Охота с нарушением установленных правил признается незаконной и влечет уголовную или административную ответственность. С объективной стороны преступную незаконную охоту в смысле комментируемой статьи образует только нарушение правил охоты при наличии в действиях виновного хотя бы одного из признаков состава, указанных в этой статье.

Признаками незаконной охоты является охота без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах, или в запрещенные сроки, или запрещенными орудиями и способами.

Право на охоту регулируется ст.

ст. 36 — 37 ЛК РФ и вышеуказанным Приказом Минсельхоза России «О предоставлении права на охоту». Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» и ЛК РФ.

Лесные участки для ведения охотничьего хозяйства предоставляются в пользование на основании договоров аренды. При этом правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ (ст. 36 ЛК РФ). Использование лесов для ведения охотничьего хозяйства представляет собой вид предпринимательской деятельности.

Граждане могут осуществлять любительскую и спортивную охоту в лесах в соответствии со ст.

11 ЛК РФ без предоставления лесных участков в пользование (ст. 37 ЛК РФ) с ограничениями, установленными ст.

27 ЛК РФ. Правом охоты с огнестрельным охотничьим оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцатилетнего возраста, состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму, внесшие плату за пользование животным миром в виде платы за лицензию, отчислений от членских взносов в общества охотников и др.

Охотой без надлежащего разрешения признается: охота без охотничьего билета или с просроченным билетом; охота лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований; безлицензионная охота; охота без договора с заготовительными и охотничье-промысловыми хозяйствующими субъектами на сдачу мяса и пушнины.

Добыча зверя или птицы сверх установленной в правилах охоты, договоре или лицензии нормы либо не тех пород, на добычу которых выдано разрешение, также считается охотой без разрешения.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их численности, статуса, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции составляется специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством РФ.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 (в ред. от 30 июля 1998 г.) .

——————————— СЗ РФ.

1996. N 2. Ст. 120; N 49. Ст.

5598; 1998. N 32. Ст. 3904. Не относятся к объектам охоты животные, хотя и указанные в данном Перечне, но занесенные в Красную книгу РФ.

Иные виды пользования животными, занесенными в Красную книгу РФ (в научных целях, для разведения, восстановления численности и т.д.), регулируются Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 «Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (с послед.

N 13

«Об утверждении правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации»

(с послед. изм.) . Приказом Госкомэкологии России от 19 декабря 1997 г.

N 569 (в ред. от 9 сентября 2004 г.) утверждены Перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации . ——————————— СЗ РФ.

1997. N 3. Ст. 385; 2003. N 17. Ст. 1621. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

1998. N 5; 2000. N 8; 2004. N 40. К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами. Перечень и границы запрещенных для охоты мест, а также охотничьих хозяйств с указанием их ведомственной принадлежности дается в приложении к правилам охоты, утверждаемым отдельно для каждого субъекта РФ.

Охота в запрещенные сроки — это охота в то время, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для добычи определенных видов птиц и зверей.

Перечни запрещенных орудий и способов охоты изложены в Постановлении Правительства РФ

«О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира»

, а также в правилах охоты. Например, повсеместно запрещается пускание огненных палов, использование оружия военного и спортивного образца, применение сетей, охота «из-под фар», добывание животных, находящихся в бедственном положении. В зависимости от местных условий эти перечни могут несколько сужаться или расширяться.

——————————— СЗ РФ.

1996. N 31. Ст. 3750. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 29. При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо исходить из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.

N 14 (см. комментарий к ст. 256 УК РФ). Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей зубра, лося, оленя. Незаконная охота, причинившая крупный ущерб, сформулирована законодателем как материальный состав.

Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба.

Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по не зависящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба.

Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утверждаемым Правительством РФ.

Действующими являются таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 25 мая 1999 г.

N 399. Таксы предусматривают размер взысканий, исчисляемый в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда на момент совершения преступления. Если ущерб причинен на территории государственного заповедника или заказника, то коэффициенты кратности, указанные в таксах, должны быть увеличены вдвое.

За разорение нор ондатры и бобра ущерб исчисляется в трехкратном размере суммы за особь, что следует учитывать при определении крупного ущерба. Под механическим транспортным средством следует понимать автомашины, мотоциклы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем.
Под механическим транспортным средством следует понимать автомашины, мотоциклы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы, электрические, строительные и другие самоходные машины, указанные в Правилах дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г.

N 1090 с последующими многочисленными изменениями .

——————————— САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1996.

N 3. Ст. 184; 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001.

N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; 2003. N 40. Ст. 3891; 2005.

N 12. Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179. К воздушным судам относятся самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты. Понятия применения транспортных средств, а также способов массового уничтожения птиц и зверей аналогичны рассмотренным в комментарии к ст.

256 УК РФ. Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты (промысловой, спортивной, любительской) на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Перечень таких редких и исчезающих животных дается в правилах охоты.

Запрещается также добывание птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ. О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, см. Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г.

N 156 (в ред. от 14 декабря 2004 г.) .

——————————— СЗ РФ.

1996. N 9. Ст. 807; 2003. N 17. Ст. 1621; 2004. N 51. Ст. 5188. Понятие заповедника, заказника, зон экологического бедствия и зон чрезвычайной экологической ситуации см.

в комментарии к ст. 247 и ст. 262 УК РФ. Под использованием лицом своего служебного положения понимается использование прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, для занятия незаконной охотой, например работниками органов охотнадзора, руководителями заготовительных организаций, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти. Незаконная охота, совершенная лицом с использованием служебного положения, дополнительной квалификации по ст.

ст. 201, 285 УК РФ не требует, поскольку содеянное охватывается ч. 2 комментируемой статьи. О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см.

в комментарии к ст. 35 УК РФ.

Преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) считается оконченным с момента начала выслеживания или преследования птиц и зверей независимо от того, были ли они добыты (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.

N 14) . ——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершения незаконной охоты и желает этим заниматься.

В случае причинения крупного ущерба — желает наступления этого последствия. Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Судебная практика по статье 258 УК РФ Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2019 N 48-АПУ19-8 — 26 июля 2018 года Карталинским городским судом Челябинской области по ч.

Судебная практика по статье 258 УК РФ Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2019 N 48-АПУ19-8 — 26 июля 2018 года Карталинским городским судом Челябинской области по ч. 2 ст. 258 УК РФ к штрафу в размере 100000 рублей, осужден: — по п.

«б» ч. 2 ст. 105 УК РФ на 17 лет лишения свободы с ограничением свободы на срок 2 года; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18.09.2019 N 84П19 осужден по ч.

4 ст. 33, ч. 2 ст. 258 УК РФ к штрафу в размере 120 000 рублей.

От назначенного наказания Щукин Г.К. освобожден на основании п. 9 Постановления Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года

«Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»

.

Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2021 N 51-УД20-2-К8 осужден по п.

п. «а», «б» ч. 1 ст. 258 УК РФ к штрафу в размере 100 000 рублей. Приговором разрешена также судьба вещественных доказательств.

С осужденного взыскано в возмещение материального ущерба 700 000 рублей в доход бюджета Чарышского района Алтайского края. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23.11.2017 N 1-О17-2 Таким образом, к настоящему времени, на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции и вступления приговора в законную силу, истек 6-летний срок давности привлечения их к уголовной ответственности по п.

п. «а», «б» ч. 2 ст. 158, а Пирогова М.А — и по «а», «б» ч. 2 ст. 258 УК РФ, в связи с чем они подлежат освобождению от назначенного наказания за данные преступления.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41 «3.

К лицам, использующим свое служебное положение при совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 256, частью 2 статьи 258 и пунктом «в» части 2 статьи 260 УК РФ, относятся должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также лица, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ.

Популярные законы

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  2. Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ (ред.

    от 23.06.2016) «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

  4. Закон РФ от 09.10.1992 N 3618-1 (ред.

    от 13.06.1996) «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации»

  5. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред.

    от 07.02.2017) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»

  6. Федеральный закон от 08.01.1997 N 2-ФЗ (ред. от 10.01.2002) «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
  7. Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред.

    от 27.10.2020) «О Следственном комитете Российской Федерации»

  9. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  10. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации»
  11. Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред.

    от 27.12.2018) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

  12. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред.

    от 27.12.2019) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

  13. Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Законодательство

  1. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1027 (ред.

    от 20.10.2020) «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

  2. Федеральный закон от 27.10.2021 N 352-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
  3. Указ Президента РФ от 03.10.2016 N 519 (ред.

    от 04.11.2020) «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний»

  4. Указ Президента РФ от 21.03.2005 N 317 (ред.

    от 04.11.2020) «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний»

  5. Указ Президента РФ от 27.11.2015 N 577 (ред. от 04.11.2020) «Об установлении штатной численности работников уголовно-исполнительной системы»
  6. Указ Президента РФ от 04.11.2021 N 663 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
  7. Приказ ФСИН России от 19.10.2021 N 752 «Об утверждении порядка и условий осуществления выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам и сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»
  8. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред.

    от 27.10.2020) «О Следственном комитете Российской Федерации»

  9. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ(ред. от 27.10.2020)
  10. Приказ ФССП России от 26.10.2021 N 731 «Об утверждении Положения о Всероссийском конкурсе на звания «Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России», «Лучший судебный пристав-исполнитель ФССП России, осуществляющий розыск», «Лучший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России» и «Лучший дознаватель ФССП России»

Все документы >> © 2021 Ukrfkod.ru

Статья 258 ук рф – незаконная охота, комментарии, судебная практика

Экологическая обстановка в РФ все время обостряется. Подобная тенденция связана, в том числе, с участившимися случаями совершения преступлений, создающих угрозу животному миру нашей страны.

Но под угрозой в итоге оказывается сам виновник подобных бед – человек, ведь он также является частью природы, которой целенаправленно причиняет губительный вред.

В России, как и в прочих государствах, охота подчинена законодательным нормам.

Если бы подобный контроль не был введен на общегосударственном уровне, диких животных истребляли бы в немыслимых масштабах и с нарастающей скоростью. Серьезностью преступления продиктована и суровость санкций – браконьеров согласно ст. 258 нашего УК РФ оштрафуют на заоблачные для них суммы, а в худшем случае лишат свободы до 5 лет.

Оглавление Такой вид деятельности человека, как охота, строго подконтролен законодательству. Именно законодательство устанавливает правила в сфере охоты и определяет статью за ее незаконное ведение.

Охота – это обособленный вид человеческой деятельность, суть которой сводится в следующих направленных действиях охотника:

  1. выследить;
  2. выполнить первичную обработку;
  3. найти определенный охотничий ресурс;
  4. преследовать его;
  5. добыть;
  6. и в конечном итоге – транспортировать.

Лишь незаконная охота расценивается как преступление.

Отдельным Постановлением Пленума ВС РФ (№21 от 18 октября 2012 г.) определен термин незаконной охоты.

Охота признается совершенной на незаконных основаниях, если она ведется:

  • Лицом, которое незаконно оформило разрешение (лицензию), не имея на то достаточных оснований.
  • В неположенное время.
  • С применением орудий (способов), на которые установлены запреты.
  • Без разрешения (лицензии) на нее.
  • На территориях, которые для этого не предназначены (вводится прямой запрет).
  • Лицом, которое не имеет на это право (без разрешительного документа).

Любому кто занимается таким видом браконьерства, как незаконная охота, не стоит ждать поблажек от закона, поскольку сущность преступления – подрыв экологической стабильности общества, посредством нанесения вреда представителям (в т.

ч. и редким) российской фауны. Ключевой документ, позволяющий охотиться – это разрешение.

Если в угодьях кто-то предлагает вам спустить курок, поохотившись на дичь, предварительно не оформив такой документ – вы станете нарушителем или его пособником.

В документе приводится такая информация:

  1. о периоде ведения охоты и выбранной для нее местности.
  2. о лице, решившим заняться охотой;
  3. об охотничьих ресурсах, планируемых к добыче;
  4. о выбранной разновидности охоты;

За оформление разрешительного документа физ. лицам отвечают (ст. 31 209-ФЗ):

  • Учреждениями, занимающимися природоохранной деятельностью – касаемо природных территорий с особым режимом их охраны.
  • Юр. лицом или ИП, при заключении ими охотхозяйственной договоренности – в пределах закрепленных угодий.
  • Органом гос. власти документ выдается указанным юр. лицам и ИП, согласно их предварительных заявок для предоставления бланков разрешений и их последующей выдачи лицам, указанным в пунктах 1-3.
  • Орган исполнительной власти соответствующего субъекта – в чертах общих охотничьих угодий.

Действие документа ограничивается конкретной местностью, обозначенными в нем датами и периодом, не превышающим срок всего охотничьего сезона. Если охота подкреплена ненадлежащими или с истекшим сроком документами, она считается неразрешенной.

Нарушение возникает и когда дичь добывается больше указанной в документе нормы, не того вида или же не в тех местах, не в те сроки.

Лицензия – форма разрешения на охоту, поэтому статья грозит и при отсутствии таковой.

Охотиться можно не на любой территории, существуют и ограничения:

  1. территории заказников;
  2. иные территории, в отношении которых введен отдельный запрет актами, созданными высшими должностными лицами субъектов страны.
  3. зоны, где размещены пром. предприятия и транспортные линии;
  4. заповедные зоны;
  5. пригородные зеленые зоны и аналогичные зоны возле прочих поселений;

Срок добычи объектов фауны – точный временной период, на протяжении которого охота разрешена.

Запрещенный для добычи объектов фауны период – отрезок времени, когда любая разновидность охоты воспрещается, или же период, когда охотиться нельзя только на некоторые виды. Обычно на длительность подобных периодов влияют местные факторы. Весь список можно найти в Правилах охоты.

К примеру, нельзя начинать стрельбу:

  1. находясь в (на) ТС механического действия, летальных аппаратах. Исключительный случай – стрельба с плавсредства, закончившего инерционное движение;
  2. используя длинноствольное оружие с нарезным видом ствола и подобного оружия комбинированного типа, предназначенного для птиц, с применением дроби (картечи), если она больше 0,5 см или пуль;
  3. пользуясь оружием гладкоствольного вида, с аналогичными боеприпасами и т. п.

Способ добычи охотничьих ресурсов – действия, нацеленные на добывания объектов животной среды. Запрещенные методы ведения охоты – методы добычи признанные противозаконными на уровне законов, регламентирующих правила охоты. К примеру, нельзя преследуя животное:

  1. выгонять на лед с гладкой поверхностью;
  2. добывать животных, пользуясь фарами или иными световыми приспособлениями;
  3. намеренно выжигать растения там, где скапливаются искомые объекты, на которые охотятся;
  4. охотиться на дичь с движущихся плавсредств при не выключенном моторе.
  5. гнать его по насту или если глубокий снег;

Подсчет ущерба основывается на оценке различных исходных данных.

В расчет берется:

  1. установленная стоимость;
  2. объем вреда, который нанесен фауне.
  3. число неправомерно добытых представителей;
  4. ценность в экологическом масштабе;
  5. отнесение объекта к спец. категории (редкий вид или исчезающий);
  6. видовая распространенность;
  7. насколько животное (птица) значимы для местной территории обитания (охот. хозяйства);

К примеру, крупным признают ущерб при добыче незаконной охотой любых представителей, указанных в Красной книге: лося, зубра и т.

д. Такие действия подлежат однозначной квалификации по статье 258 УК РФ, как незаконная охота.

Для установления крупного ущерба производится специальный расчет. При его исчислении используется отдельная методика и разные таксы.

Если нанесенный вред окажется больше сорока тысяч рублей – ущерб будет «крупным». А это квалифицирующий признак п.

«а» ч. 1. При превышении суммой вреда ценового порога ста двадцати тысяч рублей – ущерб оценивается как «особо крупный». Квалификация – часть 2 статьи. Если при незаконных действиях используются:

  • Газы;
  • ТС механического действия.
  • Вещества взрывчатого типа;
  • Воздушные судна.
  • Прочие способы, направленные на массовое поражение птиц и зверей, то квалификация в отношении нарушителей будет по п. «б» ч. 1.

Для квалификации важно, чтобы перечисленные виды средств передвижения и незаконные способы, использовались виновным лицом в ходе ведения охоты.

Если человек использует в охотничьих целях чужой транспорт, то помимо ст. 258 УК РФ, к незаконной охоте по совокупности прибавится и ст. 166. Что касается иных способов (п.

5 Списка), то сюда относят следующие действия:

  1. применение сетей;
  2. подпал сухой растительной массы;
  3. задействуется оружие автоматического типа, светозвуковые приспособления и т. п., которые влекут за собой численные поражения представителей животной среды.
  4. применение багрения;

Существуют животные, охотиться на которых закон запрещает полностью по причине их малой популяции. Уничтожение таких животных – преступление.

За подобное браконьерство грозит уголовная ответственность по п. «в» ч. 1. Говорится о животных, внесенных в Красную книгу России:

  1. лебедях;
  2. зобастых антилопах (дзеренах) и т. д.
  3. пятнистых оленей;
  4. перелетных птицах;
  5. речных азиатских бобрах;
  6. белых медведей;
  7. тигров, снежных барсов и леопардов;

В целях определения признаков преступления, согласно п.

«г» ч. 1 ст. 258 в соответствии с комментариями к УК РФ требуется обязательное отражение конкретного места, где совершалась охота, как признака объективной стороны:

  • Зоны чрезвычайно экологической ситуации (понятие в комментариях к статье 247 Кодекса).
  • Особо охраняемой природной территории (преступные действия совершаются в заповедниках или заказниках, понятия которых рассматриваются в комментариях к статье 262 Кодекса).
  • Зоны экологического бедствия (понятие в комментариях к статье 247 Кодекса).

Уголовный кодекс за незаконную охоту устанавливает наказание. От характера действий и квалификации зависит, насколько оно будет строгим. К примеру, минимальным видом ответственности за незаконную охоту выступает штраф.

  1. По первой части – до 500000 рублей или в объеме зарплаты (прочего дохода осужденного за 2 года).
  2. Во второй части – от 500000 до 1000000 рублей или в объеме зарплаты (прочего дохода осужденного лица за 3-5 лет). Именно такие штрафы применяются при самовольной незаконной охоте.

Исправ. работы назначают только по первой части – до 2 лет. Наиболее строгая мера наказания – тюремное заключение.

Браконьерам грозит:

  1. По первой части – 2 года тюрьмы максимум.
  2. По второй части – 3-5 лет заключения.

В дополнение к этой мере наказания преступнику могут:

  1. запретить занимать должность;
  2. или вести конкретную деятельность на протяжении 3 лет максимально.

Буквально в феврале 2018 поменяли таксы для подсчета причиненного браконьерами вреда.

Теперь, при нелегальной добыче зверей, в том числи и охотничьих животных, лиц незаконно действовавших в своих интересах ожидают судебные взыскания. Браконьеров будут штрафовать на суммы в 4 раза большие, нежели раньше.

К примеру, если вдруг нарушители решили охотиться вместе на лося, то за незаконную охоту их ждет штраф в размере 240000 рублей (за самца) и 400000 рублей (за самку).

  1. Убитая косуля грозит штрафом за незаконную охоту в размере 200000 рублей. Если речь идет о самце, то несколько меньше – 120000 рублей.
  2. Касаемо птиц штрафы естественно меньше. Незаконная охота на уток, чревата штрафами: 3000 р. утка и 1800 р. селезень.

Отдельно нужно рассмотреть состав такого преступления, как незаконная охота. Преступлением создается нарушение экологической безопасности граждан, которая гарантируется сохранением представителей животного мира, обеспечением их правильного применения, воспроизводства и контроля достаточной популяции с целью создания экологического равновесия, сохранения жизнеспособности и разнообразия.

Преступление может выражаться только действиями с обязательным присутствием одного из признаков части 1, иначе речь будет идти уже об админ. ответственности. Виновное лицо должно осознавать свои преступные действия.

Наказанию подвергаются только нарушители, которым исполнилось 16. Согласно комментируемой статье 258 УК РФ, использование при незаконной охоте служебного положения – квалифицирующий признак. Под таким понятием понимается внеслужебное использование должностных полномочий (прав), которыми гражданин наделен исключительно для служебных целей или для исполнения своих рабочих обязанностей.

К примеру, такими субъектами выступают начальники организаций, органов охот. надзора и т. д. Преступные действия лица, при использовании им своего служебного ранга, охота в группе или организованной группе, позволяют применить повышенную меру наказания, квалифицировав преступление по ч. 2 ст. 258 УК РФ, согласно предусмотренного в Российской Федерации законодательства.

Если гражданин непосредственно не принимал участия в незаконных действиях, однако способствовал им каким-либо образом (предоставил орудия, ТС, приобрел, хранил или сбыл добычу согласно ранее достигнутой договоренности), то ему грозит уголовная ответственность за пособничество незаконной охоте (ссылка на ч.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+