Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Стратегия развития нпф

Стратегия развития нпф

Об особенностях формирования инвестиционной стратегии негосударственного пенсионного фонда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»


Об особенностях формирования инвестиционной стратегии негосударственного пенсионного фонда About features of formation of non-State pension fund investment strategy Фатхуллина Лейсан Ильдаровна Fathullina Leisan Ildarovna Ассистент Assistant ulej Казанский государственный архитектурно-строительный университет Kazan State University of architecture and building кафедра «Экономика и предпринимательство в строительстве» Department of economics and business in building industry Аннотация: статья посвящена проблемам формирования эффективного инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации. Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, пенсионное обеспечение, инфляция, фондовый рынок. Abstract: the article is devoted to the problems of efficient investment portfolio of non-State pension funds in the Russian Federation. Keywords: non-State pension funds, investment companies, pension, inflation, stock market.

Программа пенсионной реформы 2001 г. предусматривала построение в Российской Федерации единой пенсионной системы как совокупности создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, гарантирующих гражданам материальное обеспечение в виде пенсии, которая должна объединять несколько компонентов: 1.

Государственное пенсионное обеспечение, предусмотренное для граждан российской федерации: — состоявших на федеральной государственной службе; — лиц из числа космонавтов или работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию — за выслугу лет; — в качестве компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы в результате радиационных или техногенных катастроф; — для материальной поддержки нетрудоспособных граждан (социальная пенсия), а также финансирования базовой части трудовых пенсий и пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет ассигнований из федерального бюджета (перечисления части единого социального налога); 2.

Государственное пенсионное обеспечение, предусмотренное для граждан российской федерации: — состоявших на федеральной государственной службе; — лиц из числа космонавтов или работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию — за выслугу лет; — в качестве компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы в результате радиационных или техногенных катастроф; — для материальной поддержки нетрудоспособных граждан (социальная пенсия), а также финансирования базовой части трудовых пенсий и пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет ассигнований из федерального бюджета (перечисления части единого социального налога); 2. Обязательное пенсионное страхование — для выплат страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов; 3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение -предоставление в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Пенсионная система, созданная в результате реформы, предполагает оптимальное сочетание принципов распределения и накопления в обязательном пенсионном страховании. С 2010 г. базовая часть трудовой пенсии как часть пенсии, финансируемой из средств федерального бюджета, была отменена. Вместо нее введен «фиксированный базовый размер» пенсии, включенный в состав страховой составляющей трудовой пенсии.

Начиная с 2010 г. эта часть пенсии индексируется в составе страховой и по единым правилам. Предполагается, что и фиксированный базовый размер пенсии будет полностью формироваться за счет страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации (далее ПФР).

С 1 апреля 2012 г. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составил 3278,59 руб.

в месяц. Для отдельных категорий застрахованных лиц его величина колеблется от 4371,46 руб. до 14753,68 руб. При этом фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от места жительства гражданина [1].

С 1 января 2015 г. на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости будет влиять страховой стаж работника на момент достижения им пенсионного возраста (55 лет — женщины и 60 лет -мужчины).

При недостатке необходимого страхового стажа (25 лет -женщины и 30 лет — мужчины) базовый размер страховой части будет уменьшаться на 3% за каждый год недостающего стажа, а за каждый год стажа сверх установленного — увеличиваться на 6% [2]. При разработке негосударственным пенсионным фондом (далее НПФ) инвестиционной стратегии размещения пенсионных резервов необходимо учитывать следующие факторы: — стабильность и долгосрочность обязательств фонда по негосударственному пенсионному обеспечению; — наличие возможности у НПФа самостоятельно размещать средства пенсионных резервов; — возможность адаптации договора доверительного управления под реализуемую управляющей компанией инвестиционную стратегию; — наличие в структуре пассивов пенсионных резервов страхового резерва. С учетом вышеперечисленных факторов НПФ совместно с управляющими компаниями может выстраивать достаточно гибкие и эффективные инвестиционные стратегии.

Действующее законодательство разрешает фондам самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в некоторые виды активов, такие как государственные ценные бумаги РФ, депозиты банков, паи ПИФов, денежные средства на расчетных счетах, объекты недвижимого имущества.

Это позволяет НПФам, с одной стороны, в случае благоприятной рыночной конъюнктуры самим сформировать стратегическую часть инвестиционного портфеля, связанную с размещением в «длинные» государственные ценные бумаги, долгосрочные депозиты, паи закрытых паевых инвестиционных фондов, в том числе предназначенных для квалифицированных инвесторов, а с другой — оперативно управлять ликвидностью инвестиционного портфеля, используя расчетные счета, краткосрочные или пополняемые депозиты банков. При определении порядка взаимодействия НПФа с управляющей компанией договор доверительного управления может быть составлен под конкретную инвестиционную стратегию, исходя из того, какая часть инвестиционного портфеля передается в доверительное управление.

Например, если речь идет о доверительном управлении стратегической частью инвестиционного портфеля фонда, одним из условий договора может быть обязанность управляющей компании фиксировать положительный инвестиционный доход, полученный за отчетный год, как средства пенсионных резервов, переданные в доверительное управление.

Например, если речь идет о доверительном управлении стратегической частью инвестиционного портфеля фонда, одним из условий договора может быть обязанность управляющей компании фиксировать положительный инвестиционный доход, полученный за отчетный год, как средства пенсионных резервов, переданные в доверительное управление.

При этом, принимая во внимание обязательства, которые берет на себя управляющая компания, договор доверительного управления должен предполагать снижение обязательств управляющей компании в случае вывода фондом значительной доли средств из доверительного управления.

С другой стороны, если договор доверительного управления касается размещения рисковой части инвестиционного портфеля (например, инвестирование в акции), то в его рамках ежегодная фиксация положительного финансового результата как имущества, переданного в доверительное управление, может быть не предусмотрена, правда, тогда фонд должен понимать, как данное обстоятельство отразится на его балансе активов. Таким образом, активное участие фонда в формировании инвестиционной стратегии позволяет в рамках договора доверительного управления учесть интересы, обязательства и риски каждой из сторон.

Конечной целью каждой инвестиционной стратегии является достижение определенного положительного финансового результата на заданном инвестиционном горизонте. Однако когда речь идет об инвестиционном горизонте при размещении пенсионных резервов или инвестировании пенсионных накоплений, необходимо, безусловно, принимать во внимание обязанность негосударственного пенсионного фонда ежегодно распределять полученный положительный инвестиционный доход. При этом для фонда важен не только размер этого дохода, но его структура.

Как известно, финансовый результат от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений включает в себя дивиденды и проценты по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению средств пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов, а также чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату. Однако если получение дивидендов, процентов, доходов от реализации активов связано с поступлением в состав инвестиционного портфеля денежных средств, доход от переоценки активов несет в себе серьезные риски для фонда, поскольку гарантии получения данного дохода в полном объеме нет, а обязательства фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, увеличенные в результате распределения инвестиционного дохода, уменьшать нельзя.

Структура пенсионных резервов НПФа позволяет фонду осуществлять управление своими обязательствами путем распределения инвестиционного дохода между резервом покрытия пенсионных обязательств и страховым резервом. Таким образом, страховой резерв предоставляет возможность, с одной стороны, снизить риски разбалансировки активов и пассивов фонда, а с другой — сформировать источник восстановления резерва покрытия пенсионных обязательств фонда в случае уменьшения средств пенсионных резервов в результате их размещения. В свою очередь, такое управление позволяет выстраивать среднесрочные инвестиционные стратегии (с горизонтом инвестирования более одного года), ориентированные на получение более высокой доходности по сравнению с возможными результатами краткосрочного инвестирования [3].

Принципы и механизмы формирования накопительной части трудовой пенсии были сформулированы в 2002-2003 гг. в федеральных законах, определивших порядок инвестирования пенсионных накоплений (№ 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г.) и порядок участия негосударственных пенсионных фондов в формировании накопительной части трудовой пенсии (№ 14-ФЗ, внесший изменения и дополнения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», от 10 января 2003 г.).

в федеральных законах, определивших порядок инвестирования пенсионных накоплений (№ 111 -ФЗ

«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

от 24 июля 2002 г.) и порядок участия негосударственных пенсионных фондов в формировании накопительной части трудовой пенсии (№ 14-ФЗ, внесший изменения и дополнения в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», от 10 января 2003 г.). При формировании накопительного компонента обязательного пенсионного страхования все застрахованные граждане были первоначально разделены на три категории: 1. Лица, которым на 1 января 2002 г.

оставалось менее 10 лет до выхода на пенсию по установленному пенсионному возрасту (мужчины 1952 г.

рождения и старше, женщины 1957 г. рождения и старше); 2. Лица старше 1967 г.

рождения, не вошедшие в первую категорию; 3.

Лица 1967 г. рождения и моложе. После изменения с 2005 г. ставки единого социального налога отчисления в накопительную часть трудовой пенсии в размере 6% стали производиться только для застрахованных лиц третьей категории (1967 г. рождения и моложе) — 4% в 2005-2007 гг.

На 1 января 2012 г. общий объем накопленных пенсионных средств оценивался в сумму 2660 млрд. руб., из них 1894 млрд. руб. — по обязательному пенсионному страхованию (включая добровольные страховые взносы в накопительную часть трудовой пенсии), в том числе 398 млрд.

руб. — средства в негосударственных пенсионных фондах, 766 млрд. руб. — пенсионные резервы по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению [2]. В ближайшие десять лет основным видом выплат будет единовременная выплата. Это связано с тем, что в данный период на пенсию будут выходить граждане, которым в 2005 году было отменено перечисление страховых взносов.

Это связано с тем, что в данный период на пенсию будут выходить граждане, которым в 2005 году было отменено перечисление страховых взносов. Дальнейшее развитие накопительного компонента пенсионной системы России во многом связано с совершенствованием работы негосударственных пенсионных фондов — ее ключевого звена, социального и финансового института, которому в наступившем году исполнится 20 лет.

Объем участия НПФов в обязательном накопительном компоненте пенсионной системы уже вполне сопоставим с ролью Пенсионного фонда России, а в негосударственном пенсионном обеспечении НПФы являются единственным институтом, осуществляющим выплаты дополнительной (негосударственной) пенсии. В настоящее время (по данным ФСФР России) участниками НПФов являются свыше 6650 тыс.

человек, пенсионные резервы негосударственного пенсионного обеспечения составляют 510,7 млн. руб. В негосударственных пенсионных фондах получают дополнительную (негосударственную) пенсию более 1400 тыс. человек, ее средний размер превышает 1770 руб.

Интерес застрахованных лиц к негосударственным пенсионным фондам постоянно растет. По итогам 2010 г. более 3,4 млн.

человек предпочли Пенсионному фонду России один из негосударственных пенсионных фондов, 426 тыс. человек перешли из одного НПФа в другой и только 53,8 тыс. человек вернулись из НПФов в Пенсионный фонд России. В 2011 г. активность застрахованных лиц по выбору места формирования накопительной части трудовой пенсии стала еще выше.

В 2011 г. активность застрахованных лиц по выбору места формирования накопительной части трудовой пенсии стала еще выше. За 11 мес. 2011 г. по сравнению с тем же периодом 2010 г. количество принятых заявлений, по данным Пенсионного фонда России, увеличилось более чем в 1,6 раза, при этом 85,74% из них — заявления о переходе из ПФР в НПФ и 11,35% — о переходе из одного НПФа в другой [2].

С учетом предварительных итогов кампании 2012 г. число застрахованных лиц, выбравших негосударственные пенсионные фонды, может достичь 16 млн.

человек, а сумма их пенсионных накоплений — 425 млрд. руб. В отличие от пенсионных резервов стратегия инвестирования средств пенсионных накоплений формируется, исходя из следующих принципов: — непрогнозируемая структура обязательств как с точки зрения дюрации, так и с точки зрения качества обязательств; — отсутствие возможности у фонда самостоятельно инвестировать пенсионные накопления; — более жесткие требования к инвестированию, связанные с более узким списком направлений инвестирования пенсионных накоплений по сравнению с пенсионными резервами; — отсутствие в структуре пенсионных накоплений резерва, аналогичного страховому в пенсионных резервах фонда.

Одним из основных и, пожалуй, самым серьезным ограничением, связанным с инвестированием средств пенсионных накоплений, является нестабильность обязательств НПФа по обязательному пенсионному страхованию.

Как известно, застрахованные лица могут один раз в год реализовать право смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

И если на сегодняшний день основная часть переходов обусловлена перетоком застрахованных лиц из ПФРа в НПФ, в дальнейшем нет никакой гарантии, что тенденция не сместится в сторону переходов из одного НПФа в другой или в сторону массового оттока клиентов фондов обратно в ПФР.

Данное обстоятельство фактически вынуждает фонды и управляющие компании выстраивать стратегии инвестирования средств пенсионных накоплений, ориентированные на инвестиционный горизонт не более одного года.

Отсутствие возможности самостоятельного инвестирования средств пенсионных накоплений даже на расчетном счете и сложная процедура согласования вывода пенсионных накоплений из доверительного управления также накладывают достаточно серьезные ограничения при разработке стратегии инвестирования пенсионных накоплений. На сегодняшний день проблема ликвидности пенсионных накоплений не столь серьезна в связи с незначительным объемом выплат застрахованным лицам и их правопреемникам, однако в дальнейшем вопрос обеспечения необходимого объема денежных средств на расчетном счете фонда (необходимого уровня ликвидности) может стать первоочередным.

Наличие типового договора доверительного управления также является определенным барьером при построении фондом эффективного инвестиционного процесса, основанного на реализации разных инвестиционных стратегий по каждому отдельному договору доверительного управления. В отличие от пенсионных резервов в составе пенсионных накоплений не предусмотрена возможность формирования страхового резерва.

Данноё обстоятельство заставляет очень внимательно относиться к структуре инвестиционного дохода от инвестирования пенсионных накоплений.

Распределяя на счета застрахованных лиц инвестиционный доход, большая часть которого связана с переоценкой финансовых вложений, фонд в дальнейшем может столкнуться с ситуацией, при которой в следующих отчетных периодах в случае фиксирования отрицательной переоценки ему придется возмещать возникший дефицит за счет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что подход к разделению инвестиционного портфеля на стратегическую и рисковую части в целях инвестирования пенсионных накоплений малоэффективен.

С учетом тех рисков, которые принимает на себя НПФ, основу инвестиционного портфеля пенсионных накоплений должны составлять инструменты с фиксированной доходностью (облигации и депозиты) со средней дюрацией около одного года. При этом доля инструментов с рыночной доходностью (рисковая часть портфеля) не может составлять величину, способную оказать существенное влияние на результаты инвестирования. Другую сложность при формировании инвестиционного портфеля представляет отсутствие практики расчета бенчмарок — заранее продуманный эталонный индекс, ориентир по доходности и риску.

Бенчмарк характеризует стратегию управления портфелем и соответственно используется в целях управления и анализа его (управления) результатов. Управляющему показатель эталона дает отправную точку при формировании портфеля, инвестору — позволяет более точно оценить качество работы различных управляющих и упростить выбор фонда.

Качественный бенчмарк должен отвечать следующим критериям: 1.

Быть репрезентативным, т. е. соответствовать по составу и/или правилам формирования инвестиционной стратегии и инвестиционным ограничениям портфеля; 2.

Отражать нейтральную позицию управляющего; 3. Быть инвестируемым, т. е. управляющий должен иметь возможность воспроизвести индексную стратегию; 4. Быть недвусмысленно и точно определенным (отсутствие у управляющего возможности интерпретировать и рассчитывать бенчмарк несколькими способами); 5.

Быть измеряемым, т. е. его значения могут быть получены на любую дату его существования и использования в качестве бенчмарка портфеля; 6. Доступным по информации управляющему; 7. Быть установленным заранее. Первые три критерия, так или иначе, связывают бенчмарк со стратегией управления.

Эталон должен отражать эту стратегию и формироваться по тем же правилам, по которым управляющий создает свой портфель, иначе он не будет репрезентативным и инвестируемым. В него должны входить инструменты, доступные управляющему, и в тех пропорциях, в которых управляющий вправе иметь их в своем портфеле.

К тому же он должен характеризовать нейтральную позицию, т. е. при нейтральном взгляде на рынок управляющий будет держать портфель, близкий по структуре к бенчмарку, и отклоняться от него, если его прогнозы будут включать позитивное или негативное развитие ситуации. Чтобы бенчмарк удовлетворял критериям 4 — 6, необходимо, чтобы в индексы, которые его составляют, входили только разрешенные и доступные инструменты, т.

е. проходящие по формальным признакам и обладающие достаточной ликвидностью. Можно сказать, что инвестиционная стратегия является ключевым фактором при выборе бенчмарка.

Выбор же стратегии определяется законодательными ограничениями к данным типам портфелей и склонностью инвестора к риску.

В данный момент на средства, переданные в НПФы, накладываются дополнительные ограничения, связанные с отсутствием возможности разносить по счетам своих клиентов убытки, если они возникли в конце отчетного периода — года. Это очень существенное отличие, которое значительно сужает список используемых стратегий. Эти средства из долгосрочных инвестиций превращаются в «короткие», «годовые», что вынуждает значительно снижать риск по данным портфелям, а значит, и потенциальную доходность.

По средствам же, находящимся в ПФР, такого ограничения нет, что значительно расширяет возможности их инвестирования и упрощает определение бенчмарка.

Законодательная инициатива сейчас движется в том направлении, чтобы интерпретировать «сохранность», которая сама по себе очень важна при инвестировании пенсионных накоплений, — не на годовом интервале, а на момент выхода человека на пенсию.

Этот шаг будет весьма актуальным, так как позволит дополнить список доступных НПФам инвестиционных стратегий и сделать инвестирование пенсионных средств более доходным в долгосрочном периоде.

На сегодня существуют лишь два субиндекса — акций и облигаций корпоративных, муниципальных и субфедеральных эмитентов, на базе которых рассчитываются три композитных бенчмарка: консервативный (100% — субиндекс облигаций), сбалансированный (20% — субиндекс акций и 80% — субиндекс облигаций) и агрессивный (45% — субиндекс акций и 55% -субиндекс облигаций). Они были выбраны как самые репрезентативные комбинации, которые можно использовать в качестве бенчмарка для широкого набора стратегий с различным уровнем риска [4].

Библиографический список: 1. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с 01.04.2012// Пенсионный фонд РФ [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.pfrf.ru/labor_old_age_pension/9522.html 2. Колобаев О. «Пенсионная система России: время перемен» / О.Колобаев // Рынок ценных бумаг.

— 2012. — №2. 3. Максимов М.

«Управление инвестиционным портфелем негосударственного пенсионного фонда»

/ М.Максимов // Рынок ценных бумаг.

— 2012. — №4. 4. Коробкина Н.

«Бенчмарки для пенсионных накоплений» / Н.Коробкина // Рынок ценных бумаг. — 2012. — №5. Bibliographic list: 1.

Fixed base the size of the insurance part of the labour pension with 01.04.2012// Pension Fund of the Russian Federation [electronic resource]. Mode of access: http://www.pfrf.ra/labor_old_age_pension/9522.html 2. Kolobaev О. «Russia’s pension system: time for change»/0.

Kolobaev// The securities market. — 2012. — №2. 3. Maximov М.

«Рortfolio management of non-government pension fund»

/ М.

Maksimov// The securities market.

— 2012. — №4. 4. Korobkina N. «Benchmarks for retirement savings»/ N.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+