Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Судебная защита местного самоуправления

Судебная защита местного самоуправления

Судебная защита права на осуществление местного самоуправления


Одной из важнейших гарантий прав и свобод является правосудие — особый вид государственно-властной деятельности, в силу ч. 1 ст. 118 Конституции РФ относящийся к прерогативе суда. Судебные гарантии занимают особое место в системе гарантий права на осуществление местного самоуправления. В частности, ст. 2, 17, 18, 46 Конституции РФ закладывают конституционно-правовую основу для судебной защиты любого юридического права, в том числе права на осуществление местного самоуправления.

Применительно к праву на осуществление местного самоуправления ст. 133 Конституции РФ, перечисляя гарантии местного самоуправления, прежде всего называет судебную защиту.

Важно обратить внимание на то, что в указанную статью Конституции РФ имплементированы требования ст.

11 Европейской хартии местного самоуправления, которая гласит:

«Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления»

.

Е. С. Шугрина, отмечая, что судебная защита является одной из наиболее эффективных форм защиты местного самоуправления, указывает, что

«за последние 20 лет цели судебной защиты местного самоуправления или права на его осуществление претерпевали определенные изменения, в разные годы категории дел, рассматриваемые в судах, были разными»

. Так, если в 1990-е гг. многие судебные решения принимались для восполнения пробелов законодательства, то начиная с 2003 г. с принятием Закона об общих принципах организации местного самоуправления категория рассматриваемых в судах дел в целом стала соответствовать основным этапам реформирования местного самоуправления.

Примерами таких дел в настоящее время стали споры, связанные с межбюджетными отношениями, дела об оспаривании межмуниципальных соглашений, заключаемых в порядке ч. 4 ст. 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г.

и др. Статья 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. гласит, что государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления обеспечиваются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Помимо общих норм о судебной защите, Законом предусматриваются судебные гарантии отдельных процедур, при осуществлении которых имеется наибольшая вероятность нарушения конституционного права на осуществление местного самоуправления.

Во-первых, это гарантии деятельности населения и органов местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления, изданию муниципальных правовых актов. Например, в ч. 7 ст. 44 Закона гарантируется возможность обжалования гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.
Например, в ч. 7 ст. 44 Закона гарантируется возможность обжалования гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.

Часть 5 ст. 22 Закона закрепляет право на судебную защиту при проведении местного референдума.

Так, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные законом сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ, избирательной комиссии субъекта РФ или прокурора. Также в качестве примера гарантии судебной защиты права на осуществление местного самоуправления можно привести норму ст.

7 Закона, которая предусматривает: если орган местного самоуправления полагает, что федеральный или региональный нормативный правовой акт по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, то такой вопрос разрешается соответствующим судом. Во-вторых, предусматриваются специальные судебные гарантии законности процедур формирования органов местного самоуправления и досрочного прекращения их полномочий. Например, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжаловал в судебном порядке указанное решение, то до вступления решения суда в законную силу не могут быть назначены досрочные выборы главы муниципального образования или принято решение представительного органа муниципального образования об избрании главы муниципального образования.

В-третьих, избирательное законодательство содержит судебные гарантии формирования выборных органов и должностных лиц местного самоуправления (см. Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан). Судебная защита права на местное самоуправление может осуществляться согласно ст.

118, 125, 126 Конституции РФ, ст.

4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» органами конституционного правосудия (Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ), Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Суды общей юрисдикции в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г.

№ 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» осуществляют правосудие посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, эти суды защищают конституционное право на осуществление местного самоуправления от посягательств уголовного характера, гражданских деликтов и административных проступков, а также нарушений, вытекающих из административных правоотношений, включая нарушения данного конституционного права правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления.

В практике судов общей юрисдикции значительное место занимают дела, возникающие из публичных правоотношений. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2014 г.

дела, возникающие из публично-правовых отношений, составили 229,0 тыс., или 5,5% от общего числа оконченных производством районными судами гражданских дел (в 2013 г. — 213,2 тыс. дел, или 5,6%). В числе указанных дел рассматривались: жалобы на неправомерные действия должностных лиц, государственных и муниципальных служащих — 85,3 тыс.

— 213,2 тыс. дел, или 5,6%). В числе указанных дел рассматривались: жалобы на неправомерные действия должностных лиц, государственных и муниципальных служащих — 85,3 тыс. дел; жалобы на неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления — 39,8 тыс.

дел; дела о нарушениях избирательного законодательства — 3,4 тыс., или 0,1% (в 2013 г.

— 3,9 тыс., или также 0,1%). Дела о признании противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов составили 2,0 тыс., или 0,05%, что на 23% меньше, чем в 2013 г., — 2,6 тыс.

дел, или 0,1%*. Действующий в настоящее время Кодекс административного судопроизводства РФ также относит к ведению судов общей юрисдикции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и т.

д. (разд. IV «Особенности производства по отдельным категориям административных дел»). Арбитражные суды в соответствии с федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» призваны защитить конституционное право на осуществление местного самоуправления в экономических спорах, т.
№ 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» призваны защитить конституционное право на осуществление местного самоуправления в экономических спорах, т.

е. обеспечить нормальное формирование финансово-экономической основы местного самоуправления. Критериями определения подведомственности споров арбитражным судам служат, во-первых, характер спора (в том смысле, что, какова бы ни была отраслевая принадлежность спора, он должен быть связан с предпринимательской деятельностью) и, во-вторых, субъектный состав правоотношения (спор должен возникнуть между хозяйствующими субъектами). На практике органы местного самоуправления обращаются в арбитражные суды в случаях возникновения споров по поводу реализации права муниципальной собственности, споров в сфере финансовых правоотношений и в других предусмотренных законом случаях.

Особую роль арбитражные суды играют при возникновении правовых конфликтов между органами местного самоуправления и органами государственной власти по поводу решения вопросов местного значения в экономической сфере.

  1. См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. В. Ф. Яковлева, М. К. Юкова, В. В. Похмелкина. М., 1995. С. 46.
  2. См.: Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2014 году. URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya statistika/ OBZOR_sudebnoy_statistiki_2014_g.pdf.
  3. См.: Шугрина Е. С. Гарантии и судебная защита местного самоуправления // Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации / под ред.Е. С. Шугриной. 2-е изд. М., 2015. С. 83—85.

Судебные и иные формы защиты местного самоуправления

Действующее законодательство, гарантируя местное самоуправление, вместе с тем закрепляет систему правовых мер, направленных на защиту прав и законных интересов местного самоуправления.

При этом можно говорить о нескольких уровнях защиты права на осуществление местного самоуправления. Во-первых, необходима защита индивидуальных или коллективных прав представителей муниципального сообщества (например, избирательных). Во-вторых, защита местного самоуправления как одной из основ конституционного строя.

Во-вторых, защита местного самоуправления как одной из основ конституционного строя. Защита права на осуществление местного самоуправления может осуществляться как в судебном, гак и внесудебном порядке1. За юридической защитой органы местного самоуправления могут обращаться:

  1. — в федеральные и региональные органы государственной исполнительной власти либо к государственным должностным лицам;
  2. — в судебные органы.
  3. — в органы прокуратуры;

Право на судебную защиту местного самоуправления закрепляется в ст.

11 Европейской хартии. В соответствии с данной статьей органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.

В ст. 133 Конституции также указывается, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту.

Гарантией реализации местного самоуправления является судебная защита как способ реального обеспечения конституционного права граждан на местное самоуправление, состоящий из предусмотренной законом совокупности процессуальных действий, осуществляемых органами судебной власти и направленных на восстановление нарушенного или оспариваемого права1. Органы местного самоуправления могут обращаться в суды общей юрисдикции и арбитражные суды в целях оспаривания нормативных правовых актов; действий и решений органов государственной власти и государственных должностных лиц; разрешения споров о компетенции и т.п. Кроме того, правом на судебную защиту в сфере местного самоуправления обладают и граждане.

Судебная защита местного самоуправления может осуществляться всеми видами судов, предусмотренными действующим законодательством о судебной системе: Конституционным Судом РФ; конституционными (уставными) судами субъектов РФ; судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Особое значение для судебной защиты местного самоуправления имеют акты Конституционного Суда РФ. Органы местного самоуправления сами не наделены правом обращаться в Конституционный Суд РФ, однако правом обратиться туда в целях защиты нарушенных прав на осуществление местного самоуправления обладают граждане Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно обращался к вопросам, связанным с осуществлением права граждан на местное самоуправление.

В этой связи можно назвать следующие постановления Конституционного Суда РФ: от 30.05.1996 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(с изменениями от 22 апреля 1996 г.)»; от 16.10.1997 № 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

«; от 11.11.2003 № 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 81 Закона Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области» в связи с запросом Челябинского областного суда»; от 15.01.1998 № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми»»; от 24.01.1997 № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»»; от 30.11.2000 № 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области»»; от 02.04.2002 № 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.

Рекомендуем прочесть:  Изменения с таксистами

Г. Злобина и Ю. А. Хнаева», а также ряд других.

Судебная защита местного самоуправления

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски о признании недействительными, нарушающими права местного самоуправления акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

занимает особое место среди юридических гарантий. «Органы местного самоуправления — как указано в ст.

11 Европейской хартии местного самоуправления, — должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления». Конституция Российской Федерации в ст. 133 закрепляет, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту.

133 закрепляет, что местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту.

Более детально такая защита регламентируется федеральным законодательством, поскольку в соответствии с п.

«о» ст. 71 Конституции Российской Федерации как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении Российской Федерации. В ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или частично в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Помимо судов общей юрисдикции защита прав местного самоуправления осуществляется в арбитражном судопроизводстве. В частности, в соответствии с п.

2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Судебная защита прав местного самоуправления от их нарушения в законах обеспечивается и конституционным правосудием. Конституционный Суд Российской Федерации вынес ряд решений, имеющих принципиальное значение для развития местного самоуправления.

Следует отметить, что сами органы местного самоуправления не наделены правом обращения в Конституционный Суд. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в процедуре конституционного судопроизводства — в соответствии с ч.

4 ст. 125 Конституции Российской Федерации в системном единстве с ч.

1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» — могут быть оспорены и сами законы (федеральные и законы субъектов Российской Федерации), примененные или подлежащие применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и объединений граждан. Как следует из данной конституционной нормы, при этом не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления1. Таким образом, органы местного самоуправления (в отличие от федеральных и региональных органов государственной власти и граждан) лишены возможности обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации.

Однако обращение в Конституционный Суд Российской Федерации возможно по вопросам нарушения прав местного самоуправления теми органами и должностными лицами, которые вправе обращаться в Конституционный Суд с запросами о конституционности нормативных правовых актов, с жалобами на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 апреля 2002 г. признал право органов местного самоуправления на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются субъектом Российской Федерации, в том числе, для рассмотрения вопросов соответствия актов органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Во многих субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления наделены правом обращения в конституционные (уставные) суды.

В компетенцию конституционных (уставных) судов может входить и рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Гарантии самостоятельности местного самоуправления органов и должностных лиц местного самоуправления являются непременным условием и атрибутом осуществления населением власти на местах, как в собственных интересах, так и в интересах всего государства.

Удовлетворение многих потребностей человека носит локальный характер, то есть происходит на местном уровне, при этом ответственность перед человеком лежит на всей системе органов публичной власти.

Поэтому гарантии местного самоуправления с одной стороны — это гарантии органов местного самоуправления от вмешательства органов государственной власти в решении вопросов местного значения, а с другой — гарантии того, что эти вопросы должны быть решены без участия органов государственной власти, за которыми, тем не менее, остается право участвовать в решении этих вопросов путем реализации государственных и региональных целевых программ. 1 См. п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г.

№ 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края

«О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления»

и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+